joomlahttp://modniyportal.ru/

Поздравляем с Днем рождения Людмилу Ивановну!

1
 

      Сегодня коллектив музея празднует замечательное событие – День рождения самого почетного сотрудника Людмилы Ивановны Пигида, которая посвятила музею 55 лет своей профессиональной деятельности.
   Людмила Ивановна не только высококлассный профессионал, но прежде всего, добрый, отзывчивый, искренний, солнечный человек, работать с которым настоящее удовольствие и радость.
    Предлагаем вашему вниманию статью научного сотрудника Яны Алалыкиной, отражающую личную профессиональную историю и интересные факты музейной жизни.


              Музейная профессия: хранитель
      Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко был основан в 1904 году. За более чем вековую историю в нем трудились люди, неравнодушные к судьбе культурного наследия, защитившие музейную коллекцию в годы Гражданской и Великой Отечественной войны, профессионалы, заботившиеся о постоянном пополнении фондов, готовые отдавать любимому делу свои силы, знания и личное время. Старейший сотрудник, свидетель истории музея, лично знакомый со многими значимыми в музейной жизни личностями и принимавший участие во многих важных события – хранитель Людмила Ивановна Пигида.
      Каждый в Краснодарском художественном музее знает, что если нужно отыскать произведение на выставку примерно вот такое, и в Комплексной автоматизированной музейной информационной системе не найти, поскольку она отвечает только на четко поставленные вопросы, то всегда можно обратиться к Людмиле Ивановне. Она знает все фонды, в настоящее время составляющие более 12000 произведений, помнит местонахождение каждого произведения, историю поступления, изучения, экспонирования.
    Людмила Ивановна Пигида родилась 1 октября 1937 года в Краснодаре. В 1960 году окончила историко-филологический факультет Краснодарского государственного педагогического института. Работала по распределению учителем русского языка и литературы в Пермской области. В 1963 году была принята на работу в Краснодарский художественный музей сначала экскурсоводом, а через полгода переведена на должность хранителя фондов.
     Сейчас сложно представить, что музей в то время был совершенно другим. Нам еще не было передано большое здание – бывшая Екатеринодарская контора госбанка, где сейчас находятся экспозиции искусства ХХ-ХХI веков, информационно-образовательный центр, реставрационная мастерская и хранилища. Все служебные помещения и выставочные залы располагались в особняке Батырбека Шарданова – уютном здании, которое владелец сдал в аренду основателю музея Федору Акимовичу Коваленко. На первом этаже выставлялось итальянское, голландское, фламандское, немецкое искусство ХVI – ХIХ веков, на втором – русское искусство от иконописи до Серебряного века. В одном из залов показывали работы современных кубанских художников, которые часто собирались в музее, обсуждали, спорили, строили планы. Чтобы послать запрос в другой музей или библиотеку, нужно было отправить письмо и долго ждать, пока не придет ответный почтовый конверт. Тем радостнее и ценнее были открытия, позволяющие точнее атрибутировать произведения. Память о том музее и том укладе жизни доносят до нас такие сотрудники, как Людмила Ивановна. Бережно хранит она и журналы, каталоги выставок, афиши тех лет, заполненные каллиграфическим почерком карточки научного описания.
      Принимала на работу Людмилу Пигиду легендарный директор Александра Ксенофонтовна Осипова, которая в годы Великой Отечественной войны вместе с научным сотрудником Михаилом Петровичем Богоявленским спасла коллекцию музея, последним эшелоном вывезя ее из оккупированного Краснодара. М. П. Богоявленский был выпускником архитектурного факультета Берлинского политехнического института, сотрудником, который задавал высокую планку в научной жизни музея, организовывал музейную деятельность, равняясь на ведущие учреждения культуры. На его лекцию по русскому искусству, проводимую в библиотеке, однажды попала интересовавшаяся изобразительным искусством школьница Людмила, будущий музейный сотрудник. Богоявленский мастерски владел словом. Сама Людмила Ивановна, как вспоминают коллеги, впоследствии тоже очень увлеченно водила экскурсии, ее можно было заслушаться. Она готовила передачи для местного радио, в которых рассказывала о художниках. Первая в музее привлекла внимание, подготовив соответствующую лекцию, к работе И. Е. Репина на Кубани.
      С 1969 года музей возглавила Светлана Евгеньевна Зеленова, искусствовед, выпускница МГУ имени М. В. Ломоносова. В это время отдельные исследователи и коллекционеры начали обращаться к изучению русского авангарда, некоторые работы художников-авангардистов стали доступны зрителю. В 1966 году, по воспоминаниям Людмилы Ивановны, в Краснодарский музей приехала выставка из Государственного Русского музея, где, среди прочих произведений, была показана живописная работа Петра Кончаловского. Тогда, на фоне привычной классики и социалистического реализма, она вызвала недоумение, желание понять.
      Музейная коллекция авангарда не выставлялась с начала 1930-х годов. Человеком, который впервые после 40-летнего перерыва привлек к ней  внимание общественности, стал известный режиссер и коллекционер искусства Соломон Шустер. Он собирал отечественный авангард, а когда ездил по стране, не упускал возможности познакомиться с коллекциями региональных музеев. Будучи в Краснодаре, он получил разрешение директора Светланы Зеленовой посмотреть наши фонды. Людмила Ивановна показывала ему работы, которые в настоящее время составляют гордость нашего музея – Малевича, Кандинского, Филонова, Шагала. Шустер несколько раз приезжал в наш музей, фотографировал коллекцию, а однажды показал фотографии знаменитому коллекционеру Георгию Костаки.
      Еще один человек, заинтересовавшийся авангардом из собрания музея имени Ф. А. Коваленко, была искусствовед Лариса Жадова, жена поэта и писателя Константина Симонова. Жадова училась в МГУ на одном факультете с Зеленовой, от нее же впоследствии и услышала, что в возглавляемом ей музее есть коллекция авангарда. К. Симонов был депутатом одного из районов Краснодарского края. Вместе с женой он бывал в Краснодарском художественном музее. В то время авангард уже был перенесен с чердака, где он успешно пережил военные годы и время забвения, в более «комфортабельное» хранилище. Некоторые наши работы Лариса Жадова воспроизвела в своем издании «Поиск и эксперимент», вышедшем в 1978 году в Дрездене.
      Сейчас сложно представить, как размещалось обширное музейное собрание в столь небольших помещениях, предназначенных для ее хранения. В 1967 году расширились площади хранилищ. В том году в Краснодаре проводили юбилейную зональную выставку «Советский Юг». Постоянную экспозицию музея – русское и зарубежное искусство ХVI – начала ХХ веков – на время снимали, чтобы показать работы советских художников — современников. Для этого подсобные помещения музея реконструировали под хранения. Существуют они и по сей день. Одно из них долгие годы было хранением Людмилы Ивановны.
       Музей рос и развивался, а Людмила Ивановна долгие годы оставалась в нем единственным хранителем. Помимо ведения документации, выдачи работ на выставки, наблюдения за температурно-влажностным режимом, ей приходилось отвечать за эксплуатацию музейных помещений и все неженские и нехранительские вопросы, с этим связанные, охранно-пожарную сигнализацию, а также зачастую самой, без посторонней помощи, снимать и расставлять по стеллажам произведения. Только в 80-е годы часть музейной коллекции стали передавать на хранение другим сотрудникам.
       Во второй половине 80-х годов во внутреннем дворике музея было выстроено помещение выставочного зала. Это было приурочено к передаче в дар музею коллекции академика Л. Ф. Ильичева. По условиям дарителя, коллекция должна была выставляться полностью. Для такого ценного подарка бывшего заместителя министра иностранных дел СССР, главного редактора газет «Правда» и «Известия» было построено современное удобное здание. После показа ильичевского собрания русской живописи в Выставочном зале Союза художников РСФСР в Москве, выставку перевозили в Краснодар наши сотрудники.
      Ильичев, по долгу службы часто бывая за границей, собрал коллекцию африканских масок. Ее он также решил подарить нашему музею. Передача осуществлялась через Фонд культуры, возглавляемый Раисой Горбачевой, который в свою очередь к передаваемой коллекции масок присоединил еще этнографическую африканскую коллекцию. Людмила Ивановна забирала эти работы из Фонда культуры.
       В 1988 году музей получил в дар от Адриана Бруре 30 живописных и графических работ современных голландских художников. Голландец по происхождению, Бруре некоторое время жил в Краснодаре, был другом художественного музея. По воспоминаниям Людмилы Ивановны, он очень много фотографировал наш музей, будучи оператором Ростовской киностудии, снимал экспозиции и открытия выставок для киножурнала «По Дону и Кубани».
       В 1990 году работы из нашей коллекции авангарда впервые приняли участие в международной выставке. Людмила Ивановна сопровождала их в Германию, где их демонстрировали в Дуйсбурге, музее Лембрука.
       В 1998 году Людмила Ивановна сопровождала в город Нагою коллекцию цветной японской ксилографии ХVIII – ХIХ веков. Сложно было работать с документами, описывающими состояние сохранности работ, на совершенно чужом языке. А также очень волнительно было оставлять в чужой стране ценные работы, за которые несешь ответственность. Тем не менее, проведенная выставка очень много дала музею в плане изучения  коллекции японской графики. Тогда было выяснено, что Краснодарский музей обладает единственным в мире сохранившимся экземпляром –   ксилографией Тоекуни Утагава «Воин».
      Людмила Ивановна хранила и в настоящее время хранит почти все декоративно-прикладное искусство музея, а также русскую и зарубежную графику и акварель. Ее многолетняя научная работа по изучению фондов нашла отражение в трех томах генерального каталога, посвященных собранию музея.
     С 1965 по 1999 год Л. И. Пигида была главным хранителем музея имени Ф. А. Коваленко, а в 1999 году возглавила отдел учета и хранения фондов. В настоящее время возраст и здоровье уже не позволяют занимать руководящую должность, но Людмила Ивановна остается по-прежнему энергичной, открытой всему новому и как всегда делающей тысячу дел одновременно. Она, как и много лет назад, в курсе последних новинок литературы, театра, кино. Она с удовольствием  рассказывает о своих любимых домашних животных – собаках и кошках, никогда не пройдет мимо брошенного животного. Она искренне удивляется и пытается понять то, что ее заинтересовало. По-прежнему остается живой энциклопедией музейной жизни и любимицей всего коллектива. Людмила Ивановна Пигида по праву носит звание Заслуженного работника культуры Кубани.

 
Пртанер 1

Присоединяйтесь к нам!

vktwitterfacebookinstagr