d

Зарубежное искусство

Зарубежное искусство

Ядром собрания являются живописные и графические про-изведения, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства авторства выдающихся мастеров Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии, Фландрии, Франции.

Вдохновителем и собирателем произведений европейского искусства был, возглавлявший музей с 1924 года, профессор Р.К. Войцик. Его главной задачей было по-полнение на научной основе коллекции музея работами западноевропейский художни-ков. В 1920-1930-е годы советское правительство проводило политику перераспределения фондов центральных музее, направляя часть из них в периферийные города. Так в Краснодарский художественный музей попали шедевры из Государственного Эрми-тажа, Государственного музейного фонда, ГМИИ имени А.С.Пушкина, музея Академии художеств, Строгановского дворца и др.

С искусством Италии XVI–XIХ вв. в музее знакомят портреты, картины на мифологические и библейские сюжеты. Среди наиболее интересных произведений — «Оплакивание» представителя болонской школы Аннибале Карраччи, «Пьета» флорентийского живописца Доменико Пулиго, «Поклонение волхвов» венецианского мастера Франческо ди Симоне да Сантакроче, «Портрет графини Е.П. Шуваловой» кисти исторического и портретного живописца Виченцо Камучини. Не менее значимую часть коллекции составляют офортные листы из сюиты «Военные сцены» (1639-1650) Стефано делла Белла (1610-1664); «Диоген» — цветная гравюра на дереве самого крупного мастера североитальянской школы XVI в. Уго да Карпи (1450-1520); полные мрачной торжественности руины Джованни Батиста Пиранези (1720-1778) и др., которых особенно любили собирать знатоки и любители этого вида искусства. Например, два итальянских пейзажа (тушь, перо) выполненные Аннибале Карраччи, происходят из личной коллекции русского императора Павла I.

«Золотой» ХVII век голландской и фламандской живописи представлен такими яркими именами, как фламандские живописцы и граверы эпохи барокко Себастьян Вранкс («Охота в лесу»), художник-баталист Питер Снайерс («Битва»), нидерландский художник, прославившийся своими сценами охоты, ученик Себастьяна Вранкса Филипс Вауверман («Сборы На охоту»), выдающийся нидерландский художник-пейзажист XVII в., представитель так называемого тонального пейзажа Ян ван Гойен («Вид в Гааге» (1639). Особым, символическим значением обладают натюрморты Питера Класа и прозванного современниками «фениксом живописи» Яна ван Гейсума. В композиционном и историческом плане интересна ранее находившаяся в собрании Петра I картина Якоба Мартса «Бой всадников на мосту» (1600).

Одной из интереснейших и самобытных является коллекция гравюры и рисунка Нидерландов, Голландии и Фландрии XVII-XIX вв. Самыми популярными сюжетами для гравирования были жанровые сцены, виды городов и деревень, аллегорические и биб-лейские сюжеты. Именно в это время стремительно развивается резцовая гравюра. В собрании музея представлены такие известные мастера, как художник, рисовальщик и гравёр, крупнейший представитель золотого века голландской живописи Рембрандт Харменс ван Рейн («Успение богоматери» (1639), нидерландский живописец, мастер крестьянского бытового жанра Адриан ван Остаде («Маленький концерт»), маньерист Хендрик Гольциус («Дама с детьми»), фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко Франс Снейдерс («Собаки, нападающие на медведя») и др.

Коллекция французского искусства XVII – II п. XVIII вв. с редкой полнотой отра-жает историю французской живописи XVII – II п. XVIII вв. и представляет знаковых ху-дожников того времени. Это крупнейший и известнейший основоположник сентимен-тально-нравоучительного течения в живописи Жан-Батист Грез («Головка девушки»), новатор в области батального жанра Жак Куртуа («Батальный сюжет»). Традиционная для того времени библейская тема — «Давид с головой Голиафа» раскрыта в присущей художнику изящной манере в творчестве Жана Батиста Натье . Один из самых популярных во Франции 17-18 веков жанров – пейзаж представлен громкими именами Гаспара Дюге и Клода Лоррена.

Заметное место в музейной коллекции французского искусства занимают гравю-ры и рисунки. Несомненным украшением коллекции являются офорты Жака Калло — гениального гравера и рисовальщика, мастера офорта, работавшего при дворе Людо-вика XIII и Медичи. В коллекции музея представлены листы из самых известных серий художника: «Каприччи» (1623), «Дворянство» (1623), «Малые страсти» (1624), «Бедствия войны» (1633), «Смерть апостолов» (1633). Несомненный интерес представляют гравюры и других не менее известных французских мастеров: Пьера Эмбера Древе («Портрет Марии Серр») и гравера, некоторое время жившего в России и совмещавшего в своем творчестве такие жанры, как батальная и галантная гравюры Никола де Лармессена («Галантный плут»).

Музейное собрание немецкой живописи ХVIII – н. ХIХ веков отличается жанро-вым разнообразием представленных в нем произведений. Работавший в Италии и Рос-сии и выполнявший заказы Екатерины II Якоб Филипп Хаккерт (1737-1807) представляет классический пейзаж.

С начала ХIХ в. классицизм в немецкой живописи был вытеснен романтизмом. Самые характерные примеры этого проявились в области пейзажа. Это работы Карла Мильнера («Альпийский пейзаж со стадом» 1860) и Адольфа Кауфмана («Зимний пейзаж»). Бытовой жанр представлен Людвигом Кнаусом («В кузнице» 1851). Эффектное полотно «Девушка с корзиной винограда» Леопольда Шмуцлера является олицетворе-нием Германии с ее красотой и щедрой природой.

Коллекция графических произведений немецкого искусства, принадлежащая музею, уникальна и разнообразна. Гордостью коллекции, несомненно, являются два графических листа великого мастера Северного Возрождения Альбрехта Дюрера «Святое семейство с тремя зайцами» (1497) и «Се человек» (1509). Несомненный интерес представляет альбом с акварелями и рисунками Франца Штейнфельда «Воспоминание о Швейцарии» (1838), а так же работы таких тонких граверов, как мастер гравировки в технике меццо-тинто Иоганн Петер Пихлер («Портрет Виктора Адама принца д Ангальт-Бернбург Шаумбургского») и достигшего редкого совершенства в передаче типов, характеров и движения животных, одного из самых известных художников-анималистов XVIII века Иоганна Ридингера («Стадо оленей в горах»).

Коллекция английской живописи музея небольшая, но весьма интересная. Осно-ву музейного собрания составляют всего четыре живописных полотна. Среди наиболее интересных произведений: «Портрет Александра I» (1826), «Портрет великой княгини Анны Павловны» (1828) кисти девять лет проработавшего в России Джоржа Доу, работа прославившейся при дворе Николая I Кристины Робертсон «Портрет княгини З.И. Юсуповой», а так же произведение официального гравера Принца Уэльского Джона Рафаэля Смита «Портрет лорда Ричарда Кавеншиша».
Для коллекции английской гравюры нашего музея характерно преобладание пейзажных видов и портретной гравюры. Небывалых высот достигло мастерство анг-лийских художников в области такой трудоемкой техники, как черная манера или меццо-тинто, которая из-за обилия талантливых мастеров в этой области стала называться «английской манерой». В музее представленные такие известные мастера, работавшие в этой технике, как придворные меццо-тинто граверы короля Георга III Самуэль Рейнолдс («Женщина с медальоном») и Валентайн Грин («Женский портрет» 1771), превосходный гравер на меди и рисовальщик, Роберт Стрендж («Сон младенца Иисуса); выдающийся гравер черной манерой Джеймс Уокер («Посещение Богородицы») — проработавший 17 лет в Петербурге, где им были исполнены ряд портретов особ Императорской фамилии и гравюры с некоторых картин Эрмитажа

Интересную часть музейной коллекции составляют изделия лучших фарфоровых мануфактур Западной Европы.

Это Берлинская королевская мануфактура, Мейсенская фабрика из Саксонии, фабрики Баварии и Тюрингии. В собрании присутствуют утилитарные предметы (чашки, блюдца, многоярусные вазы для конфет) и декоративные вазы, скульптурные пасторальные группы.

XVIII век – время высочайшего расцвета французского прикладного искусства, когда авторитет Франции в этой области становится абсолютно непререкаемым. По-этому одно из центральных мест в коллекции музея занимают изделия знаменитой Севрской королевской фарфоровой мануфактуры XVIII в. Это разнообразные образцы предметов для сервировки стола, декоративные изделия из фарфора, произведенные как Севрской Королевской мануфактурой, так и популярными небольшими керамиче-скими фабриками и частными заводами Франции – Даготи, Фейо, Легро, Наст, Шанти-льи, мастерская Фейе и др.

Скульптура в собрании музея представлена преимущественно произведениями мастеров немецкой и французской художественных школ XVIII– н. XX вв. Французская скульптура представлена бюстом философа Вольтера авторства выдающегося масте-ра психологического портрета Жана-Антуана Гудона и бюстом королевы Марии-Антуанетты, авторства Феликса Леконта. Выразительны немецкая скульптура Рудольфа Майзона «Зигфрид» и Школяр» мастера романтической бронзы Эмиля Луиса Пикольта .

Таким образом, коллекция западноевропейской живописи, графики и фарфора и скульптуры из фондов Краснодарского художественного музея позволяет наглядно проследить развитие европейского искусства в течение четырех столетий, выявить основные тенденции и направления, познакомиться с самым распространенным и попу-лярным кругом тем и сюжетов.

Понедельник: выходной
Вторник: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Среда: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Четверг с 13.00 до 21.00, касса до 20.45
Пятница : с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Суббота: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Воскресенье : с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Для посещения музея людьми с ограниченными возможностями необходима предварительная запись по тел. 268-09-00 пн-пт с 10.00 до 16.00

В целях комфортного пребывания в музее просим обратить внимание, что посещение музея возможно только по предварительной записи по тел:
268-09-00 пн-пт;
268-09-77 сб-вс (звонить с 10.00-16.00)

г. Краснодар, ул. Красная, 13
268-09-00 пн-пт; 268-09-77 сб-вс

e-mail: art@kxmuseum.ru