joomlahttp://modniyportal.ru/

 

     Коллекция  живописи рубежа веков, поступила в музей в 1920-1930-х гг. из Московского музейного фонда, Ленинградского института ИЗО, Общества поощрения художников, Музея живописной культуры и Государственной Третьяковской галереи.
     Художественная ситуация рубежа веков являет собой образец сосуществования в России нескольких стилей в искусстве одновременно. В это время еще любимы зрителями поздние передвижники. Однако появляются первые попытки художников перевернуть привычные представления об искусстве. «Золотой серединой» между уже сложившейся традицией и новейшими исканиями является творчество художников и художественных объединений, которых принято относить к культуре рубежа веков: «Голубая Роза», «Мир искусства», «Бубновый валет», «Союз русских художников».
     На рубеже ХIХ-ХХ столетий была реформирована Императорская Академия художеств, ее мастерские возглавили наиболее прославленные художники-передвижники. Наибольшей популярностью у художественной молодежи пользовалась мастерская профессора И. Е. Репина. Картина «Неудачная шутка» является вариантом дипломной работы написанной Н. И. Фешиным, одним из учеников И. Е. Репина. «Мир искусства» — художественное объединение, возникшее в 1898 году в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Коллекция музея в полной мере демонстрирует «ядро» этого течения,  таких петербургских живописцев и графиков,  как А. Я. Головин,  представленный своими эскизами декораций к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (1904), комедии Ж. Б. Мольера «Дон Жуан» (1910),  опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (1908),  драме А. Н. Островского «Гроза» (1916);
     Б. М. Кустодиев с пастелью  «Модель» (1908),  ярким и праздничным «Елочным торгом» (1918),  а так же портретом  писателя-историка Д. Л. Мордовцева. Интересна пастель Н. К. Рериха  « Идолы» (1901), о которой сам художник отзывался так: «Эскиз к «Идолам» меня радует — он сильный, яркий…» и эскизы костюмов к балету «Весна священная» (1910-1913), в  которых чувствовалось увлечение Рериха иконописью и народным искусством, где использовался  сложный орнамент и яркие, открытые цвета.  Не менее достойными экспонентами «Мира искусства» был М. А. Врубельв музее он представлен эскизом к программному полотну художника «Демон».
     Жемчужиной коллекции музея является «Портрет Е. А. Красильщиковой» (1906), кисти В. А. Серова. Это одна из самых больших заказных работ художника и одно из немногих написанных им в этом жанре и в технике пастели произведений.
     «Голубая роза».  Объединение,  возникшее в  1907 г. в Москве. В его состав входили живописцы и графики М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин и др. Их объединяло глубокое увлечение идеями символизма. Но самым сильным было влияние В. Э. Борисова-Мусатова  («Усадьба» (1902).  В его проникнутом элегическим чувством, эмоционально насыщенном пейзаже реальность превращена в поэтический символ. Именно отталкиваясь от живописного стиля В. Э. Борисова-Мусатова,  молодые художники-символисты определили главную задачу своего творчества: погружение в мир тончайших, неуловимых чувств, затаенных внутренних ощущений, которых невозможно передать словами. Для каждого художника объединения, тем не менее, был характерен  свой творческий язык.  В натюрмортах М. С. Сарьяна  «Полевые цветы» (1910), «Натюрморт с лимоном» яркий локальный  цвет обострен линейным ритмом.  В картинах «Ваза с цветами», «Панно»  С. Ю. Судейкина романтический сюжет получает подчеркнуто наивную трактовку, содержит ярко выраженные элементы театрализации.
     «Союз русских художников» — художественное объединение, возникшее в 1903 г. Программа союза  отличалась интересом к русской природе и самобытности народной жизни, декоративностью живописной манеры и ощутимым тяготением к импрессионизму.    Среди  создателей «Союза русских художников» был К. А. Коровин, в чьем творчестве наиболее ярко и последовательно   нашла отражение стилистика импрессионизма.  Пейзажный этюд «Гавань в Севастополе» (1916) позволяет увидеть редкую цветовую одаренность художника.  Другой художник, не меньшее внимание уделявший свету – С. Ю. Жуковский «Интерьер» (1917). Он писал прямо с натуры, предпочитая яркие насыщенные цвета. Основными мотивами его картин стали старинные усадебные парки, интерьеры с распахнутыми в парк окнами и дверями.
     «Бубновый валет» — художественное объединение, выросшее из одноименной выставки, прошедшей в 1910 г. в Москве. Ядро объединения составляли Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, И. И. Машков, А. В. Куприн, П. П. Кончаловский, членами его были Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич и др.
     Название объединения (старинное французское толкование карты бубновый валет — «мошенник, плут») придумал М. Ф. Ларионов в противовес претенциозным и утонченным названиям, характерным для художественной жизни того времени. Вся деятельность этой группы во многом являлась реакцией на повышенный эстетизм и многозначительность модерна и символизма — главных художественных направлений  начала XX в. в России.
     Для художественной манеры бубнововалетовцев характерно соединение кубизма, фовизма и традиций русского народного творчества, прежде всего — лубка, выразившиеся в передаче объемности форм на плоскости с помощью цвета. В «Пейзаже» А. В. Лентулова — динамически сталкивающиеся, звучно окрашенные  плоскости придают небывалую экспрессию  изображению.  Портрет «Девушка у окна» Р. Р. Фалька отличается своеобразным психологизмом, тонкой цветопластической гармонией. В «Натюрмортах» П. П. Кончаловского  и  И. И. Машкова – именно цветом передана материальная  плотность вещей. Особенностью неопримитивистского «Дровокола» (1910) Н. С. Гончаровой  и «Деревенских купальщиц» (1909)  М. Ф. Ларионова является  использование  плоских цветовых пятен, напоминавшие приемы Гогена, влияние которого испытали многие русские художники.
     Достижения русского искусства на стыке веков огромны и имеют мировое значение, они  стали своеобразным прологом искусства XX столетия, как в зеркале отразив противоречия и сложности культуры нового века.

     
 
Пртанер 1

Присоединяйтесь к нам!

vktwitterfacebookinstagr