joomlahttp://modniyportal.ru/

dou-portretalexandraАнглия

shmuzler-devushkaГермания

geisum-tsvetyГолландия Фландрия

podstavkadlyakonfetДПИ, Скульптура

 kamuchini-portretИталия

grez-golovadevushkiФранция

 

     Коллекция европейского искусства  Краснодарского художественного музея  сравнительно невелика, но  включает все основные школы и направления европейской живописи ХVII – ХIХ веков. Ядром собрания являются  живописные и графические про-изведения, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства авторства  выдающихся мастеров Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии, Фландрии, Франции.
     Вдохновителем и собирателем произведений европейского искусства был,  возглавлявший  музей с 1924 года,  профессор Р. К. Войцик.  Его главной задачей было по-полнение на научной основе коллекции музея работами западноевропейский художни-ков. В 1920-1930-е годы советское правительство проводило политику перераспределения фондов центральных музее, направляя часть из них в периферийные города. Так в  Краснодарский художественный  музей попали шедевры из  Государственного  Эрми-тажа, Государственного музейного фонда,  ГМИИ  имени А. С. Пушкина, музея Академии художеств, Строгановского дворца и др.
     С искусством Италии XVI–XIХ вв. в музее знакомят портреты, картины на мифологические и библейские сюжеты. Среди наиболее интересных произведений -  «Оплакивание» представителя болонской школы  Аннибале Карраччи,  «Пьета»  флорентийского  живописца  Доменико Пулиго, «Поклонение  волхвов» венецианского  мастера  Франческо ди Симоне да Сантакроче,  «Портрет графини  Е. П. Шуваловой»  кисти исторического  и портретного  живописца  Виченцо Камучини.  Не менее значимую часть коллекции составляют офортные листы из сюиты «Военные сцены» (1639-1650)  Стефано делла Белла (1610-1664);  «Диоген»  — цветная гравюра на дереве  самого крупного мастера североитальянской школы XVI в. Уго да Карпи (1450-1520);  полные мрачной торжественности руины Джованни Батиста Пиранези (1720-1778) и др., которых особенно любили собирать знатоки и любители этого вида искусства. Например, два итальянских пейзажа (тушь, перо) выполненные Аннибале Карраччи, происходят из личной коллекции русского императора Павла I.
     «Золотой» ХVII век голландской и фламандской живописи представлен такими яркими именами, как фламандские  живописцы  и граверы эпохи барокко Себастьян Вранкс  («Охота в лесу»),   художник-баталист  Питер Снайерс («Битва»),  нидерландский художник,  прославившийся  своими сценами охоты,  ученик Себастьяна Вранкса  Филипс Вауверман  («Сборы На охоту»), выдающийся нидерландский художник-пейзажист XVII в., представитель так называемого тонального пейзажа Ян ван Гойен («Вид в Гааге» (1639). Особым, символическим значением обладают натюрморты  Питера Класа  и прозванного современниками «фениксом живописи» Яна ван Гейсума.  В композиционном и историческом плане интересна ранее находившаяся в собрании Петра I  картина  Якоба Мартса «Бой всадников на мосту» (1600).
     Одной из интереснейших и самобытных является коллекция  гравюры и рисунка Нидерландов, Голландии и Фландрии XVII–XIX вв. Самыми популярными сюжетами  для гравирования были жанровые сцены, виды городов и деревень, аллегорические и  биб-лейские  сюжеты. Именно в это время стремительно развивается резцовая гравюра. В собрании музея представлены такие известные мастера, как  художник, рисовальщик и гравёр, крупнейший представитель золотого века голландской живописи Рембрандт Харменс ван Рейн  («Успение богоматери» (1639), нидерландский живописец, мастер крестьянского бытового жанра  Адриан ван Остаде  («Маленький концерт»), маньерист Хендрик Гольциус («Дама с детьми»),  фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко Франс Снейдерс («Собаки, нападающие на медведя») и др.
     Коллекция французского искусства XVII – II п. XVIII  вв. с редкой полнотой отра-жает историю французской живописи XVII – II п. XVIII вв. и представляет  знаковых ху-дожников того времени. Это крупнейший и известнейший  основоположник  сентимен-тально-нравоучительного течения  в  живописи Жан-Батист Грез («Головка девушки»),  новатор в области батального жанра  Жак  Куртуа («Батальный сюжет»).  Традиционная для того времени библейская тема — «Давид с головой Голиафа» раскрыта в  присущей художнику  изящной  манере в творчестве  Жана Батиста  Натье.   Один из самых популярных во Франции 17–18 веков жанров – пейзаж представлен  громкими именами Гаспара  Дюге  и Клода Лоррена.
     Заметное место в музейной коллекции французского искусства занимают гравю-ры и  рисунки.  Несомненным украшением коллекции  являются офорты Жака Калло — гениального  гравера и рисовальщика, мастера офорта, работавшего при дворе Людо-вика XIII и Медичи. В коллекции музея представлены листы из самых известных серий художника: «Каприччи»  (1623), «Дворянство» (1623), «Малые страсти»  (1624),  «Бедствия войны» (1633), «Смерть апостолов» (1633).  Несомненный интерес представляют гравюры и других не менее известных французских мастеров:  Пьера Эмбера Древе («Портрет Марии Серр») и гравера, некоторое время жившего в России и совмещавшего в своем творчестве такие жанры, как батальная и галантная гравюры Никола де Лармессена («Галантный плут»).
     Музейное собрание немецкой живописи ХVIII – н. ХIХ веков отличается жанро-вым разнообразием представленных в нем произведений. Работавший в Италии и Рос-сии и выполнявший заказы Екатерины II Якоб Филипп Хаккерт (1737-1807) представляет классический пейзаж.
     С начала ХIХ в. классицизм в немецкой живописи был вытеснен романтизмом. Самые характерные примеры этого проявились в области пейзажа. Это работы Карла Мильнера («Альпийский пейзаж со стадом» 1860) и Адольфа Кауфмана («Зимний пейзаж»). Бытовой жанр представлен Людвигом  Кнаусом («В кузнице» 1851).  Эффектное полотно «Девушка с корзиной винограда» Леопольда Шмуцлера  является олицетворе-нием Германии с ее красотой и щедрой природой.
     Коллекция графических произведений немецкого искусства, принадлежащая музею, уникальна и разнообразна.  Гордостью коллекции, несомненно, являются два графических листа великого мастера Северного Возрождения Альбрехта Дюрера  «Святое семейство с тремя зайцами» (1497) и «Се человек» (1509). Несомненный интерес представляет  альбом с акварелями  и рисунками Франца Штейнфельда  «Воспоминание о Швейцарии» (1838), а так же работы таких тонких  граверов, как   мастер гравировки в технике меццо-тинто  Иоганн Петер  Пихлер  («Портрет Виктора Адама принца д Ангальт-Бернбург Шаумбургского»)  и  достигшего  редкого совершенства в передаче типов, характеров  и движения животных, одного из самых известных художников-анималистов  XVIII века Иоганна Ридингера  («Стадо оленей в горах»).
     Коллекция английской живописи музея небольшая, но весьма интересная. Осно-ву музейного собрания составляют всего четыре живописных полотна.   Среди наиболее интересных произведений: «Портрет Александра I» (1826), «Портрет великой княгини Анны Павловны» (1828) кисти девять  лет проработавшего в России   Джоржа Доу,  работа прославившейся  при дворе Николая I Кристины Робертсон  «Портрет княгини З. И. Юсуповой», а так же  произведение  официального гравера Принца Уэльского Джона Рафаэля Смита  «Портрет лорда Ричарда Кавеншиша».
     Для коллекции английской гравюры нашего музея характерно преобладание пейзажных видов  и портретной гравюры.  Небывалых высот достигло мастерство  анг-лийских художников в области такой трудоемкой техники, как черная манера или  меццо-тинто, которая из-за обилия талантливых мастеров в этой области стала называться «английской манерой». В музее представленные такие известные мастера, работавшие в этой технике, как придворные меццо-тинто граверы короля Георга III Самуэль Рейнолдс («Женщина с медальоном»)  и Валентайн Грин («Женский портрет» 1771), превосходный  гравер на меди и рисовальщик, Роберт Стрендж («Сон младенца Иисуса);  выдающийся гравер черной манерой  Джеймс Уокер («Посещение Богородицы») — проработавший 17 лет в Петербурге, где им были исполнены  ряд портретов особ Императорской фамилии и гравюры с некоторых картин Эрмитажа
     Интересную часть музейной коллекции составляют изделия лучших фарфоровых мануфактур Западной Европы.
     Это Берлинская королевская мануфактура, Мейсенская фабрика из Саксонии, фабрики Баварии и Тюрингии. В собрании присутствуют утилитарные предметы (чашки, блюдца, многоярусные вазы для конфет) и декоративные вазы, скульптурные пасторальные группы.
     XVIII век – время высочайшего расцвета французского прикладного искусства, когда авторитет Франции в этой области становится абсолютно непререкаемым. По-этому одно из центральных мест в коллекции музея занимают  изделия знаменитой Севрской королевской фарфоровой мануфактуры XVIII в. Это  разнообразные  образцы  предметов для сервировки стола, декоративные  изделия из фарфора, произведенные как Севрской Королевской мануфактурой, так и популярными небольшими керамиче-скими фабриками и частными заводами Франции –  Даготи, Фейо, Легро, Наст, Шанти-льи, мастерская Фейе и др.
     Скульптура в собрании музея представлена преимущественно произведениями мастеров немецкой  и французской художественных школ XVIII– н. XX вв.  Французская скульптура представлена бюстом  философа Вольтера авторства выдающегося  масте-ра психологического портрета Жана-Антуана Гудона  и бюстом королевы Марии-Антуанетты, авторства Феликса Леконта. Выразительны немецкая скульптура Рудольфа Майзона  «Зигфрид»  и  Школяр» мастера романтической бронзы  Эмиля Луиса Пикольта .
     Таким образом, коллекция западноевропейской живописи, графики и фарфора и скульптуры  из фондов Краснодарского художественного музея позволяет наглядно проследить развитие европейского искусства в течение четырех столетий, выявить  основные тенденции и направления, познакомиться с самым распространенным и попу-лярным кругом тем и сюжетов. dou-portretknyaginigrin-portretdjeims-bogoroditsarobertson-portretsmit-portretlordastrange-sonisusawilliam-zgenschinadurer-chelovekdurer-svyatoesemeistvokaufman-zimnipeizagknaus-vkuznitsemilner-alpiyskypeizagpihler-portretredinger-stadoshteinfeld-shveitzarskyvidshteinfelddou-portretknyaginigoen-gaagagoldcius-damaharmens-uspenieklas-naturmortmarts-boyostade-koncertsneers-bitvasneiders-sobakiwauwerman-sborychainaya-chashkadraconkondelyabrkonfetnitsalecontmaizonmolochnik-franciamolochnik-saharnitsapicolt-shkolyarsuharnitsatarelka-berlintarelka-franciavaza-dagotivaza-farforvazadlyacrushonavolterdellabella-listdellabella-list2dellabella-voenniescenykarpi-ksilografiakarrachi-peizag-tushkarrachi-peizagkarrachipiranezi-razvalinypiranezi-ruinypiranezipuligosantacroche-volhvyburginion-batalnysyugetdrevedugekallo-dvoryanstvokallo-izbieniemladentsakallo-mucheniamatfeyakallo-smertkallo-smertlarmessen-plutnate-david

     
 
Пртанер 1

Присоединяйтесь к нам!

vktwitterfacebookinstagr