d

Просветительская программа "ЖИВОПИСЬ и МУЗЫКА". Традиции и инновации в культурно-образовательной деятельности Краснодарского художественного музея имени Ф.А. Коваленко.

Просветительская программа "ЖИВОПИСЬ и МУЗЫКА". Традиции и инновации в культурно-образовательной деятельности Краснодарского художественного музея имени Ф.А. Коваленко.

А.М.Мерц, старший научный сотрудник отделаНаучно-просветительной работы ККХМ имени Ф.А. Коваленко
Статья опубликована: Музей: прошлое, настоящее, будущее: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Фелицынские чтения – ХХI). Краснодар:»Вика-Принт», 2019 – 320 с. С. 180-183Просветительская программа «ЖИВОПИСЬ и МУЗЫКА».
Традиции и инновации в культурно-образовательной деятельности Краснодарского художественного музея имени Ф.А. Коваленко.Аннотация:Идея Весенних музыкально-художественных праздников в 1912 и 1913 годах в Екатеринодаре — грандиозных по замыслу и воплощению музыкальных торжеств, широко поддержанных художественной составляющей — получила дальнейшее развитие и современное воплощение в просветительской программе Краснодарского художественного музея имени Ф.А. Коваленко «ЖИВОПИСЬ и МУЗЫКА».Ключевые слова:Музыкально-художественные праздники; Михаил Гнесин; Анатолий Дроздов; Михаил Врубель; синтез живописи, музыки и поэзии; литературно-музыкальная гостиная; музыкально – поэтический вечер; юбилей композитора.
Изобразительное искусство и музыка отражают творческую составляющую человека, развиваются параллельно, дополняя друг друга.
Просветительская программа Краснодарского художественного музея имени Ф.А. Коваленко «ЖИВОПИСЬ и МУЗЫКА» представляет собой синтез живописи, музыки и поэзии. Предпринята она в продолжение традиций, заложенных в Екатеринодаре в начале ХХ века, когда композитором, педагогом, просветителем, общественным деятелем и дирижером Михаилом Гнесиным и директором Екатеринодарского музыкального училища Анатолием Дроздовым была реализована идея музыкального фестиваля, способного соединить различные виды искусства.Укоренившиеся в Европе, музыкальные праздники впервые были организованы и проведены в Екатеринодаре в 1912 и 1913 годах. Они получили название «Весенних музыкально-художественных праздников» и, по замыслу авторов, приняли эстафету от древних эллинов, тонко понимавших взаимопроникновение музыкального, изобразительного и хореографическое искусств.
В клубе Общества Приказчиков и в зале музыкального училища Екатеринодарского отделения ИРМО[1] читал свою лекцию «Старое и новое в искусстве» организатор первых художественных выставок «левых направлений», профессор медицины, художник-авангардист Николай Иванович Кульбин[2]: «Поэзия, музыка, пластика – три рода творчества человека. В наше время они обособились… Искусство едино, и представители левых течений ищут объединения искусств»[3]. Выступали с докладами преподаватель училища Михаил Фабианович Гнесин и директор — Анатолий Николаевич Дроздов. В зале музыкального училища была развернута экспозиция современной живописи, насчитывающая около 100 полотен молодых художников от «Мира искусства» до «Треугольника». Выставка сопровождалась толкованием картин с помощью музыкальных иллюстраций.Ключевую особенность Праздников в Екатеринодаре — о воссоединении искусств — подтверждают:доклад Гнесина «Античность и музыка», прочитанный композитором 16.04. 1912 года и прослеживающий синтез неоклассических приемов начавшейся авангардной стихии в музыке и изобразительном искусстве, его вступительное слово ко Второму весеннему празднику 28 марта 1913 г. «О диалектике общего и особенного в творчестве художника Михаила Врубеля и композитора Николая Римского-Корсакова»[4].В праздничных действах широко использовались технические достижения того времени — демонстрация диапозитивов картин с помощью проекционного аппарата. Так, в программу праздника 1913 года был включен написанный Гнесиным в Екатеринодаре симфонический дифирамб для оркестра и голоса «Врубель», для исполнения которого он пригласил известную певицу Н.И. Забелу-Врубель. Приезд в Екатеринодар певицы с прекрасной школой, обладательницы лирического сопрано НадеждыЗабелы-Врубель открывал для города новые культурно-просветительские горизонты. Она привезла диапозитивы с картин своего мужа — Михаила Александровича Врубеля, чтобы демонстрировать их на экране. Пояснения к ним давал художник П.С. Краснов [5] – директор городской школы живописи и рисования.Таким образом, культурная жизнь Екатеринодара первой половины ХХ века представляла собой гармоничное сочетание отдельных направлений современного отечественного искусства, донесенное до зрителя и слушателя сквозь призму влияний античной культуры, творческих устремлений молодых российских художников-авангардистов и композиторов — новаторов. К началу XX века проводниками культуры в Екатеринодаре являлись книги, периодическая печать, театральные представления, Екатеринодарский кружок любителей музыки и драматического искусства. Большое развитие получило изобразительное искусство. Художественная жизнь концентрировалась вокруг городской картинной галереи Федора Акимовича Коваленко и Художественном кружке при ней. В его уставе, подписанном начальником Кубанской области и Наказным атаманом Кубанского казачьего войска, генерал-лейтенантом Бабычем, среди целей и направлений его деятельности находим: «устройство спектаклей, литературно-музыкальных вечеров, концертов, художественных вечеров»[6].
В научно — историческом архиве библиотеки КХМ бережно хранится Программа художественного бала «Былинный сказ», организованного 13 февраля 1914 года Екатеринодарским художественным кружком при галерее Ф.А. Коваленко[7].На идею соединения искусств работал и общий фон просыпающейся культурной жизни города: концерт из собственных сочинений основоположника цветомузыкального искусства, последовательного приверженца идеи синтеза всех искусств Александра Скрябина, предваряемый докладом А. Дроздова «Александр Скрябин и новейшие музыкальные чтения» [8], выступление Леонида Витальевича Собинова — «талантливого певца, одного из крупнейших представителей русской классической вокальной школы» [9], премьерное выступление Симфонического оркестра Екатеринодарского музыкального училища под управлением M. Гнесина [10].Как и большинство базовых форм работы со зрителем концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр были частью жизни музеев и художественных галерей рубежа веков. Потом ситуация в стране изменилась. До начала 1960-х гг. музейные научные исследования в СССР были направлены преимущественно на изучение коллекций, но уже со второй половины XX века специалистов начали волновать вопросы взаимодействия с аудиторией. Одна из наиболее распространенных моделей, когда посетитель общается с сотрудником музея с целью получения знаний, а экспонаты служат предметом или средством этого общения, потребовала серьезной корректировки. Обратились к идее, когда целью этого общения становится эстетическое восприятие. Такая форма коммуникации в большей степени стала характерна для художественных музеев, которые вместо сообщения искусствоведческих знаний создавали для музейной аудитории условия для эстетических переживаний и учили эстетическому восприятию экспоната как особому искусству.Вот тогда и зазвучала музыка в залах КХМ имени А.В. Луначарского. В 1970-х годах совместно с краевой филармонией открылся новый лекторий «В гостях у муз». [11].В конце 90-х годов научный сотрудник музея Виктория Николаевна Анисимова устраивала музыкальные и литературные гостиные во вновь открытых выставочных площадках музея по адресу Советская-44.
Тепло вспоминают постоянные посетители, почитатели музея, ряд музыкальных вечеров представителей авторской песни, организованные работником отдела по туризму при городской администрации, поэтессой Маргаритой Егорычевой. Приглашение музея выступить со своими творческими работами на его площадках барды воспринимали как уникальную возможность быть услышанными особой категорией слушателей. Высокие музейные залы, парадная лестница, паркет, по стенам — картины из богатейшей коллекции музея, великолепная акустика здания рубежа ХIХ – ХХ веков и зритель, пришедший по-особенному воспринимать, сопереживать, размышлять и восхищаться.Сегодня, решая задачи поискановых форм художественного творчества, способных усилить эмоциональное воздействие на посетителя музея, возрождая опыт талантливых просветителей начала ХХ века, программа ККХМ «ЖИВОПИСЬ и МУЗЫКА», работающая с 2016 года, представила зрителями слушателям уже 15 тем. Эти встречи в Краснодарском художественном музее стали способом более глубокого подхода в популяризации фондовой коллекции музея, приглашения в залы новой зрительской аудитории, возможностью пробудить у нее интерес к своей истории, коллекции, стать местом эмоционального и эстетического единения искусств в городе. Остановимся на некоторых мероприятиях программы.Так, 14.04.2016 года состоялась музыкальная гостиная, посвященная 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева — одного из великих творцов XX века. Главной иллюстрацией к мероприятию стала графическая работа Олега Ардимасова «Сергей Прокофьев» из фондов музея. Зрителям были продемонстрированы слайды эскизов декораций и костюмов к произведениям композитора, фрагменты музыкальных композиций его авторства: балета «Ромео и Джульетта», кантаты к фильму С. Эйзенштейна «Александр Невский», симфонии № 7. Гармоничное сочетание классической музыки и изобразительного искусства прочувствовали зрители наслаждаясь музыкой, исполненной учащимися Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова под руководством Павла Азнаурьяна.Зал искусства второй половины ХVIII века с полотнами Джорджа Доу «Портрет великой княгини Анны Павловны», Элизабет Виже-Лебрен «Портрет Елизаветы Алексеевны», работой французского скульптора ХIХ века «Беатриче» 09.07.2017 г. послужил великолепным фоном мероприятия «Твое увидеть сердце…». С музыкой собственного сочинения на стихи В. Шекспира, Р. Бернса, П-Ж. Беранже выступил солист ТО «Премьера» имени Л.Г. Гатова, заслуженный артист Кубани Александр Гогава.В пространстве выставочного проекта из фонда музея, представляющего творчество художников-эмигрантов Василия Кандинского, Константина Коровина, Зинаиды Серебряковой, Сергея Судейкина, Филиппа Малявина, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Ивана Похитонова и Николая Харитонова, 21.11.2017 года состоялась литературно-музыкальная гостиная «Мы в сердце унесли с собой Россию», посвященная поэтам — эмигрантам начала XX века. В программе прозвучали музыкальные пьесыи стихи Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Константина Бальмонта, Дмитрия Мережковского, Зинаиды Гиппиус, Владислава Ходасевича и Игоря Северянина.Особенностью и новизной программы «ЖИВОПИСЬ и МУЗЫКА» сегодня являются предваряющие каждый номер короткие и емкие ремарки ведущего, живо связывающие произведения из экспозиции с музыкальнымии поэтическими включениями. Подобные комплексные сценарии требуют серьезной подготовительной работы. Призвав на помощь данные эстетического анализа, историко-критические изыскания, выявив своевременность этого музыкального произведения для раскрытия темы, ведущий помогает зрителю прочувствовать музыку и воспринимать ее как «звучащую» картину в ряду с живописными полотнами, окружающими его в музейном зале.Высокий исполнительский уровень музыкальной составляющей программы подтвержден именами лауреатов международных конкурсов Лючии Кларини, Валентины Чапчиковой и Светланы Баукиной; известного пианиста, певца, дирижера Краснодарского Музыкального театра ТО «Премьера» им. Л.Г. Гатова» Евгения Перунова; актера ТО «Премьера» Эдуарда Дукардта; известной певицы Людмилы Барабаш; певца Алексея Липаткина; концертмейстера Татьяны Дятловой, исполнителя городского романса Георгия Кондратьева, кубанских поэтов:члена Союза писателей РФ Владимира Романова и Ирины Коваленко.6.03.2018 года прошла литературно-музыкальная гостиная «И прелести твоей секрет…». Зрители «искали» свой идеал женской красоты, слушая музыку — арии из опер, оперетт, кинофильмов композиторов И. Дунаевского, И. Кальмана, Ф. Легара, Ф. Лоу, Дж. Пуччини, В. Беллини, Л. Ардити, лучшие образцы отечественной поэзии в удивительной ауре искусства выставочного проекта из фондов музея «Ей имя-Женщина!».В пространстве персональной выставки заслуженного художника России Сергея Викторовича Дудко состоялся музыкально-поэтический вечер «Для Вас романтик написал…» (15.11.2018), устроенный в честь его 70-летнего юбилея. Вечер собрал друзей С. Дудко, путешественников, альпинистов, почитателей его художественного дара — всех, кто стремился в этот день согреть его душой, поговорить об искусстве, насладиться еще раз его творчеством. Впервые появился в программе музея журналист, руководитель творческой лаборатории «НесТАНдАРТ», основатель нового направления в бардовской песне – философский рок – Артем Никитин, покоривший зрительскую аудиторию необыкновенным тембром голоса, талантливым исполнением песенных композиций собственного сочинения.Творческая встреча «Мелодии весны» (30.03.2019), организованная совместно с постоянным посетителем музейных выставок и встреч с художниками — клубом творческой интеллигенции Кубани «Возрождение», руководимом заслуженным врачом России, писательницей Ириной Коваленко, — прошла в экспозиции выставки московского постмодерниста с краснодарскими корнями Андрея Скрипки «Состояния & движения».Два мероприятия программы «ЖИВОПИСЬ и МУЗЫКА» посвящены 220-летнему юбилею А.С. Пушкина. Музыкально – поэтический вечер «И лира вечная звучит» (24.04. 2019) устраивался возле фондовой работы музея русского художника, рисовальщика, гравёра, академика и действительного члена Императорской Академии художеств Василия Матэ «А.С. Пушкин». Портрет был гравирован им к 100-летию со дня рождения поэта. Автор композиции: Орест Адамович Кипренский (1782-1836). Оттиск с оригинальной доски В. Матэ был выполнен к 135-летию со дня рождения поэта в 1936 году тиражом в 2000 экземпляров.В музыкально-поэтической встрече «Что в имени тебе моем?» (8.06.2019) прозвучали романсы на произведения А.С. Пушкина, арии из опер. Участники открывали зрителям значимость Пушкина для русской культуры: музыки, поэзии, живописи, театрального искусства. Впервые для широкой публики в исполнении воспитанника краснодарской театральной студии «Слово» Святослава Баранова прозвучали стихи кубанского художника Ивана Коновалова на фоне его рисунков к сборнику стихов, посвященных великому русскому поэту.Сегодня, когда возникла потребность в обновлении различных процессов музейной коммуникации со зрителем, программа Краснодарского художественного музея имени Ф.А. Коваленко «ЖИВОПИСЬ и МУЗЫКА» свидетельствует о новом уровне подхода к решению современных культурно-образовательных задач, к контактам музея с аудиторией всех групп общества. Не выходя за рамки своей компетенции, но развиваясь, музей вносит в развитие этой формы идеи, подсказанные временем…Примечания:
1. ИРМО — Императорское русское музыкальное общество
2. Информация со страницы сайта «Взгляд в историю»:https://kuban.retroportal.ru/tk/muzyka_konkursy_koncerty_festivali.shtml
3. А. Слепов. Праздники искусств в Екатеринодаре//Памяти Федора Акимовича Коваленко: сб. сообщений / Краснодар, краевой худож. музей им. Ф.А.Коваленко. — Краснодар, 1994. C. 58
4. КиберЛенинка:https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-iskusstv-kak-osnova-vesennih-muzykalno-hudozhestvennyh-prazdnikov-1912-1913-godov-v-ekaterinodare
5. В.А. Фролкин. Музыкально – просветительская деятельность А.Н. Дроздова в Екатеринодаре// Международная научно-практическая конференция Курск, 13-15 мая 2010 года. С. 24 – 46
6. Устав Екатеринодарского Художественного кружка при картинной галерее имени Ф.А. Коваленко.Екатеринодар.: типография Кубанской области. Правления, 1909. С. 1// Научно — исторический архив библиотеки Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко. Ф.3. Инв.№2397.
7. Программа Художественного Бала «Былинный сказъ» при галерее имени Ф.А. Коваленко // Научно — исторический архив библиотеки Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко. Ф.3. Ед.хр.43
8. Информация со страницы сайта «Взгляд в историю»:http://kuban.retroportal.ru/1/15.shtml
9. Информация со страницы сайта «Взгляд в историю»:https://kuban.retroportal.ru/3/9.shtml
10. Информация со страницы сайта «Взгляд в историю»:https://kuban.retroportal.ru/tk/muzyka_konkursy_koncerty_festivali.shtml
11. ArsetVirtus. Светлана Евгеньевна Зеленова. К девяностолетию со дня рождения // Составитель И.А. Назаренко — Краснодар, 2018. С. 31

Понедельник: выходной
Вторник: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Среда: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Четверг с 13.00 до 21.00, касса до 20.45
Пятница : с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Суббота: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Воскресенье : с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Для посещения музея людьми с ограниченными возможностями необходима предварительная запись по тел. 268-09-00 пн-пт с 10.00 до 16.00

В целях комфортного пребывания в музее просим обратить внимание, что посещение музея возможно только по предварительной записи по тел:
268-09-00 пн-пт;
268-09-77 сб-вс (звонить с 10.00-16.00)

г. Краснодар, ул. Красная, 13
268-09-00 пн-пт; 268-09-77 сб-вс

e-mail: art@kxmuseum.ru