Image Alt

Женское лицо войны. Образы женщин в произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, из коллекции Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко

Женское лицо войны. Образы женщин в произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, из коллекции Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко

Д.И. Конкина

Россия, город Краснодар

Заведующий отделом музейных проектов и внешних коммуникаций

 

Невозможно установить точные цифры числа женщин, участвовавших в борьбе с фашизмом во время Великой Отечественной войны. Как отмечает Н.К. Петрова, на фронте в разные периоды сражалось от 600 тысяч до 1 млн женщин [1, с.4]. Миллионы работали в тылу, спасая раненых, производя продукцию для армии, сохраняя жизни детей, защищая города. Художники военного и послевоенного времени создавали картины, рисунки, плакаты, отражающие роль женщин в победе над фашистскими захватчиками.

В фондах ККХМ имени Ф.А. Коваленко находятся 46 произведений, посвященных Великой Отечественной войне, на которых объектами изображений являются женщины.

По времени создания произведений мы разделили их на три периода: военный (1941-1945); первое послевоенное десятилетие (1946-1955) и последующие годы (с 1956 по настоящее время).

Наибольший интерес вызывают 11 работ, созданных в годы Великой Отечественной войны, поскольку они максимально ярко отражают данный период времени: политические установки государства, настроение людей. В коллекции хранятся два живописных и 9 графических произведений (6 гравюр и 3 рисунка). Графические работы выполнены художниками как служившими в редакциях фронтовых газет, так и воевавшими в действующей армии.

Григорий Александрович Булгаков, с 1944 года бывший корреспондентом газеты «Армейская правда», создал несколько портретов воинов для публикаций в газете, среди которых и работа «Старшина Тося Мироненко» (1945, бумага, гарт, 9,8х7,2 см)[2, с.17]. Героиня — Антонида Васильевна Мироненко, 22-летняя старшина медслужбы, санинструктор медсанроты 504 Стрелкового полка 107 Стрелковой Кременецкой дивизии. Художник изобразил обаятельную улыбчивую девушку. О ее службе рассказывают награды: орден Красной Звезды и две медали «За отвагу». Из наградного листа получены сведения, что героиня произведения, сражавшаяся на фронте с ноября 1942 года, во время боевых действий с 14  июля по 20 августа 1944 года «не считаясь со временем и отдыхом день и ночь оказывала квалифицированную медпомощь раненым,  прикладывая все усилия, способности и знания к спасению раненых защитников любимой родины. за весь период она оказала медпомощь более 100 раненым бойцам и офицерам…» [3].  Мироненко была награждена медалями «За отвагу» 4 марта и 15 сентября 1943 года. В приказе от 15 сентября указано, что санинструктор «под огнем противника вынесла с поля боя 17 раненых бойцов и командиров с их оружием, оказав им медпомощь» [4].

«Портрет Батраковой» (1943, бумага, карандаш. 24х20 см) [2, с.75] – рисунок Александра Александровича Чечина, во время войны служившего корреспондентом армейской газеты «Красное знамя». Художник создал образ серьезной, даже суровой девушки, которая, нахмурив брови, смотрит на нас с рисунка. В 1939 году, окончив 10 класс, Мария Батракова поступила в художественный техникум, «во время советско-финляндской войны зимой 1939/1940 года добровольно вступила в ряды армии и была назначена санинструктором в 18-ю стрелковую дивизию. Участвовала в боевых действиях в Карелии севернее Ладожского озера» [5]. С июня 1941 года М.С. Батракова воевала на фронтах Великой Отечественной войны. Награждена медалью «За отвагу», орденом «Красная Звезда», а в 1944 году ей присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

На обороте рисунка авторская надпись: «Комсорг роты мл. лейтенант, заменила убитого в бою командира роты, взяв на себя командование подняла бойцов и повела за собой: уничтожив огневые точки, рота дала возможность, беспрепятственно продвинуться подразделениям, следовавшим за ними, и уничтожили противника…» [2, с. 75]. В наградном листе о представлении к званию Героя Советского Союза Марии Батраковой говорится о двух эпизодах ее военной биографии: «30 августа 1943 года в боях за населенный пункт Кислицкий она добровольно, вместе с ротой автоматчиков участвовала в танковом десанте», взяв командование на себя, после выхода из строя командира, сумела увлечь в атаку бойцов, которые взяли немецкие траншеи; 30 сентября 1943 года при форсировании реки Молочная «»она повела роту в рукопашную схватку»,  батальон вел 120-часовой бой и после 52-й контратаки Батракова обратилась к бойцам со словами: «Ни шагу назад. Умрем, но не отступим», рубеж был удержан, а Мария получила два ранения [6].

Единственная живописная работа военного времени в собрании музея, которая посвящена женщинам-фронтовичкам – это произведение Владимира Григорьевича Одинцова «Девушки едут на фронт» (1942, холст, масло. 141х110 см) [2, с.47]. С ноября 1941 года он был художественным руководителем «Окон ТАСС» в городе Молотов (Пермь). В феврале 1942 года Одинцова командировали на Западный фронт.  В этот период были созданы картины, экспонировавшиеся на Всесоюзной выставке «Великая Отечественная война» (7 ноября 1942 – декабрь 1943) в Государственной Третьяковской галерее. Среди них и работа, входящая в коллекцию нашего музея. В еженедельной газете «Литература и искусство» от 1 августа 1942 года напечатан фрагмент «Из дневника художника», в котором В.Г. Одинцов рассказывает о работе на фронте: «Я много рисовал на фронте. Впечатления, получаемые мною, бывали иногда необычайно сложны. Приходилось «налету» схватывать многофигурные, полные движения групп. Их совершенно невозможно было уместить в пределах этюда. Необходимо было немедленно, не откладывая работы в долгий ящик, прибегать к композиционному решению. Я открывал в районах своего пребывания филиал мастерской на каком-нибудь пне…» [7, с.3].

Созданная в это время картина «Девушки едут на фронт» — полноценное живописное полотно размером 141 на 110 см. Художник изобразил открытую дверь вагона, в проеме стоят пять молодых женщин в военной форме, у одной из них на рукаве повязка с красным крестом. Композиционно группа разделена на две части. На переднем плане одна из девушек, стоящая на ступеньке вагона, смотрит в сторону удаляющегося перрона, вторая – с улыбкой наблюдает за подругой.  На втором плане — три девушки ведут разговор.

В каталоге выставки «Великая Отечественная война» представлена следующая характеристика произведения: «Облик молодых героев-патриотов нашей страны, их суровая нежность, привязанность к подлинной жизни нашли воплощения в картинах «Где здесь сдают кровь?» П. Кончаловского, «На фронт» В. Одинцова, «У колодца» В. Орловой и др. Обаятельны образы девушек — санитарных дружинниц, отправляющихся на фронт, в картине Одинцова» [8, с.20].

Дмитрий Константинович Мочальский работал во время войны в плакатной бригаде издательства «Искусство», выезжал в районы боевых действий. Художник в своих воспоминаниях пишет: «В годы войны я неоднократно бывал в действующих частях армии, делал фронтовые зарисовки. Работал я тогда в плакатной бригаде издательства «Искусство». Зимой 1941/42 года был на подмосковных оборонительных рубежах. Затем выезжал на Юго-Западный и Донской фронты, в январе 1943 года — в район Сталинградского сражения. На основе этих впечатлений создавались мои военные рисунки, картины…». К 1942 году относится рисунок «На строительстве оборонительного рубежа» (1942, бумага, карандаш, 42х60) [2, с.40], хранящийся в фондах музея. На переднем плане изображена женщина в рабочих рукавицах, которая держит лопату. На дальнем плане — фигуры женщин, строящих укрепления. По документальным источникам около 600 тысяч жителей Москвы и области работали на строительстве оборонительных укреплений. Три четверти из них составляли женщины [9].

Важное значение в объединении и мобилизации советского общества в годы войны играли средства агитации и пропаганды, среди которых — политические плакаты. Более 100 художников работали в «Окнах ТАСС» – московской редакции-мастерской, создавшей своеобразную летопись Великой Отечественной войны. Среди них Михаил Иванович Поляков. В фондах музея хранятся две работы данного автора «Без крова» (1943, бумага, ксилография, 20,5х25,5 см) [2, с.49] и «За живой стеной» (1943, бумага, ксилография, 25х19,5 см) [2, с.49], относящиеся к серии гравюр «Фашистские оккупанты в России». Эти произведения, как и многие плакаты, отражали тему страданий жителей оккупированных территорий. Героинями произведения «Без крова» являются пожилые женщины, оставшиеся без жилищ, дымящиеся развалины которых изображены на дальнем плане. Три женщины и двое мужчины стоят, или сидят на узлах со спасенным имуществом, и смотрят в сторону горящей деревни. В гравюре «За живой стеной» описана сцена издевательств фашистов над мирным населением. Гитлеровские автоматчики гонят стариков, женщин и детей на укрепленные колючей проволокой окопы советской армии.

О прифронтовой жизни рассказывает рисунок Леонида Владимировича Сойфертиса «Поезд уходит» (1944, бумага акварель, 50х35,5 см) [2, с.62]. Художник-корреспондент фронтовой газеты «Красный черноморец» создал несколько графических серий: «Севастопольский альбом» (1942), «Берлин» (1945), «Годы войны» (1950-е), посвященные боевым действиям в Одессе, Севастополе, на Малой земле, Северном Кавказе, Берлине. В газете «Литература и искусство» от 19 сентября 1942 года в статье А. Бассехеса «Севастопольский альбом» отмечается: «Л. Сойфертис нашел свою тему: художник-фронтовик, свидетель осады Одессы и Севастополя, стал летописцем городской войны. В записных книжках Сойфертиса, рядом с силуэтами краснофлотцев, появились изображения женщин, стариков и детей — всего того пестрого люда, который своим трудом подпирал фронт…» [10, с.3].

В акварельной зарисовке «Поезд уходит» художник изображает женщин и детей, которые провожают поезд с солдатами, пытаясь в последние минуты передать им какие-то продукты. Рисунок ярко отражает характеристику, данную в статье: «Каждый рисунок Сойфертиса — законченная, отчеканенная новелла, посвященная, на первый взгляд, будничным, неприметным событиям. Но странно, простые уличные сценки Сойфертиса, чередуясь одна за другой, слагаются в волнующую и трогательную эпопею…». И эта эпопея рассказывает о подвигах женщин, остававшихся в тылу.

Тему о жизни в тылу продолжает и произведение Иосифа Михайловича (Моисеевича) Гурвича «Кавалерия едет на фронт» (1942, картон, масло, 33х59 см) [2, с.25]. Художник, окончивший Одесский художественный институт в 1930 году, служил в действующей армии с 1941 по 1945 год в звании старшего лейтенанта административной службы. Воевал на Южном фронте, но в начале 1942 году был в Москве, о чем свидетельствует оборотная сторона картины. Она обклеена газетой «Правда» № 52 от 21 февраля 1942 года. На лицевой стороне надпись: «Москва И. Гурвич 42». Работа экспонировалась в Государственной Третьяковской галерее на Всесоюзной выставке «Великая Отечественная война» под названием «Кавалерия едет на фронт. Терские казаки на улицах Москвы» [8, с.65].

В центре произведения художник изобразил колонну казаков, едущих по улице между высотными зданиями. Часть картины – это изображения жителей города, среди которых много женских фигур. Обращает внимание, что некоторые одеты в военную форму, а другие – в гражданской одежде. Все они пристально смотрят на казаков, отправляющихся на защиту Москвы.

Женские образы являются центральными и в серии «Ленинград в дни блокады» (1942-1944), созданной Алексеем Федоровичем Пахомовым. Художник жил и работал в блокадном городе, получив за серию работ Сталинскую премию второй степени в 1946 году. В фондах музея хранятся четыре листа из данной серии, в трех из них женщины являются главными героинями.

Произведение «Доноры» (1943, бумага, автолитография, 76х65 см) [2, с.50] — одно из первых, созданных мастером в серии. В книге «Про свою работу» художник вспоминает: «Однажды, когда я во дворе своего дома колол дрова, ко мне подошла закутанная до глаз (как на Востоке) женская фигура и спросила, не знаю ли я, где живет художник Пахомов. Оказалось, что это посланец Института по переливанию крови. Институт имеет задание военного командования создать атлас по переливанию крови и приглашает меня сотрудничать. Я, конечно, согласился… Я сделал ряд рисунков для атласа, стал донором и сделал эстамп «Доноры» [11]. На переднем плане Пахомов изобразил женщин, которые сдали или готовятся сдавать кровь. За ними – медицинский персонал. Произведение подтверждает тот факт, что даже в самое трудное время блокады, доноры сдавали кровь для нужд Советской армии и большинство из них были женщинами.

Работа «На Марсовом поле в затишье» (1944, бумага, автолитография, 74х57 см) [2, с.51] рассказывает о жизни женщин, воевавших в войсках противовоздушной обороны (ПВО). Зенитные орудия были установлены на Марсовом поле и других районах города. Женщины почти полностью заменили мужчин в частях аэростатов воздушного заграждения, в подразделениях войск наблюдения, оповещения и связи, в прожекторных частях. Важной частью системы ПВО являлась местная противовоздушная оборона (МПВО) Ленинграда, предназначавшаяся для ликвидации последствий артобстрелов и ударов авиации противника. МПВО Ленинграда на 85–90 %, а иногда и полностью состояла из женского контингента [12]. А. Ф Пахомов рассказывал об истории создания произведения: «Проходя мимо Марсова поля, я часто видел там сохнущее белье. Я решил сделать композицию на этот сюжет («На Марсовом поле в затишье») и выполнил ее целиком там на зенитной батарее под открытым небом и частично в землянке командира» [11]. На графическом листе в центре изображение женщины в военной форме, с медалью на гимнастерке. Она развешивает выстиранное белье. На заднем плане зенитное орудие и здания.

Третья произведение, хранящееся в музее – «Огороды» (1944, бумага, автолитография, 88х62 см) [2, с.51]. Начиная с весны 1942 года, в Ленинграде по всему городу под огороды были выделены все пустыри, сады, стадионы, парки и скверы, откосы рек и каналов. Художник изобразил на переднем плане двух женщин, работающих на небольшом участке земли, третья несет лейку с водой. На заднем плане видно здание Биржи с Ростральными колонами, что позволяет предположить, что огород находится на берегу у стен Петропавловской крепости.

Практически все графические листы из серии «Ленинград в дни блокады» говорили о важнейшей роли женщин в обороне и существовании города. Писатель Александр Фадеев выразил ту же мысль словами в своей статье: «Женщины Ленинграда! Найдутся ли когда-нибудь слова, способные передать все величие их труда, их преданности Родине, городу, армии, семье, их безмерную отвагу!.. Они у станка на заводе, у постели раненого бойца, на наблюдательной вышке, в райкоме, в школе, в детском доме и яслях, за рулем машины, в торфяном шурфе, на заготовке дров, на разгрузке барж. Они в форме милиционера, бойца ПВО, железнодорожника, военного врача, телеграфиста. Ее голос слышен по радио, ее руками возделаны огороды по всем окрестностям Ленинграда, в садах, скверах, на пустырях. Она охраняет целостность и чистоту зданий, она воспитывает сирот, она несет на своих плечах всю тяжесть быта семьи в осажденном городе. И она озаряет своей улыбкой всю жизнь Ленинграда, как солнечным лучом» [13, с.2].

Произведения из военной коллекции музея, посвященные женщинам, подтверждают слова известного советского писателя не только в отношении ленинградок, но и всех героинь нашей страны, сражавшихся и живших в тяжелое время Великой Отечественной войны.

 

Список источников и литературы:

  1. Петрова Н.К. Женщины Великой Отечественной войны. — М.: Издательство «Вече», 2014. – 696 с.
  2. Художники о войне: Методическое издание (каталог), посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне/Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко. Авт.-сост. О.В. Гармаш, общ. ред. И.И. Ващенко. – Краснодар: Издательство «Рекламный дом Кубани», 2020. – 136 с.
  3. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690155. Ед. хр. 2786. № зап. 33049130.
  4. ЦАМО Ф. 33. Оп. 686044. Ед. хр. 4630. № зап. 28076029
  5. Симонов А.А., Чудинова С.В. Женщины – Герои Советского Союза и России. – М.: Издательство: Фонд «Русские витязи», 2017. — 352 с.
  6. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 793756.  Ед. хр. 4.  № зап. 150001835.
  7. В.Г. Одинцов. Из дневника художника. //Литература и искусство. 01.08.1942. № 31.
  8. Великая Отечественная война. Каталог выставки. М.: Издание Государственной Третьяковской галереи, 1943.
  9. Надёжный тыл: как москвичи обороняли город во время Великой Отечественной войны // Официальный сайт Мэра Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mos.ru/news/item/17645073/ (дата обращения 21.07.2020).
  10. Л. Бассехес. Севастопольский альбом //Литература и искусство. 19.09.1942. № 38.
  11. А. Ф. Пахомов. Про свою работу. Л.: «Художник РСФСР», 1971.
  12. Г. Я. Мурадова. Женщины-военнослужащие в подразделениях МПВО Ленинграда // КиберЛенинка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenschiny-voennosluzhaschie-v-podrazdeleniyah-mpvo-leningrada/viewer (дата обращения 23.07.2020)
  13. А. Фадеев. Что я видел в Ленинграде //Ленинградская правда. 19.06.1942. № 144.

 

Понедельник: выходной
Вторник: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Среда: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Четверг с 13.00 до 21.00, касса до 20.45
Пятница : с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Суббота: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Воскресенье : с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Для посещения музея людьми с ограниченными возможностями необходима предварительная запись по тел. 268-09-00 пн-пт с 10.00 до 16.00

В целях комфортного пребывания в музее просим обратить внимание, что посещение музея возможно только по предварительной записи по тел:
268-09-00 пн-пт;
268-09-77 сб-вс (звонить с 10.00-16.00)

г. Краснодар, ул. Красная, 13
268-09-00 пн-пт; 268-09-77 сб-вс

e-mail: art@kxmuseum.ru