Живопись 2-й половины ХIХ в.
Обращаясь к методу критического реализма, художники, объединившиеся в 1870 г. в Товарищество передвижных художественных выставок, стремились к правдивому изображению жизни и истории родной страны, ее природы. Выдвинутая ими программа народности искусства выразилась в изображении типических сторон и конфликтов социальной жизни, часто с критических позиций. Официальная эстетика в эти годы попрежнему определялась Императорской Академией художеств, продолжающей традиции классицизма и романтизма.
Демократические тенденции искусства этого периода в коллекции музея отражены в произведении Р.Ф. Френца «На постоялом дворе», сочетающем точность реалистической стилистики и знание деталей сельского быта; в картине Н.К. Пимоненко «Сваты» (1892), изображающей бедность и самобытность уклада жизни украинского народа; в портрете В.Г. Перова «Крестьянин, просящий милостыню» (1864), в котором исследовательское отношение к воспроизведению натуры помогает раскрытию темы нищеты и обездоленности.
Достойно представлено в нашем собрании академическое и салонное искусство второй половины XIX века. В историческом полотне В.Е. Савинского «Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского» (1882) классические принципы построения композиции сочетаются с изображением национальных типов и исторической конкретностью костюмов. Образец салонного академизма – картина на мифологическую тему Э.К. Липгарта «Отправление на суд Париса» (1886) поражающее излишней декоративностью и театральностью.
В русской реалистической живописи особое значение приобретает социально-бытовой и психологический портрет. В нашем собрании он представлен работами В.Г. Перова «Голова старухи (Портрет старухи)», где создан глубоко гуманистический образ пожилого человека; «Портретом О.М. Величкиной» (1914) с характерным для творчества В.И. Сурикова типом женского лица, покоряющего открытостью и свежестью молодости. Шедевром собрания является виртуозно исполненный «Портрет художника Карла Федоровича Гуна» кисти И.Н. Крамского – мастера, создавшего портреты современников убедительной социальной характеристики.
Произведения музейной коллекции отражают интерес художников этого периода к евангельской теме. В эскизе «Искушение Христа» («Иди за мной, Сатано!») (1901-1903) к одноименной несохранившейся картине И.Е. Репина и в библейских этюдах В.Д. Поленова «Палестинский пейзаж». Этюд к картине «Он учил» (1880-е), «Мертвое море» (1882) «поднимаются сложные философские, психологические и нравственные проблемы».
Русская реалистическая школа живописи второй половины XIX века совершила подлинные открытия в жанре пейзажа. Художники сумели показать красоту и тонкий лиризм родной природы, заставили современников по-новому взглянуть на привычное.
Разнообразен в коллекции музея раздел пейзажной живописи. Восхищает совершенство передачи живого дыхания могучего русского леса в картине И.И. Шишкина «Солнце в лесу» (1895); классикой пейзажного творчества В.Д. Поленова воспринимается «Река Оять» с хорошо известной панорамной композицией и видом на окрестности семейного имения художника; характерная для Ф.А. Васильева нюансировка переходных состояний природы присутствует в небольшой работе «После пожара»; в произведение Л.Л. Каменева «К вечеру» (1867), изображая бескрайние русские просторы, автор создает лирическое настроение.
Творчество лучших мастеров второй половины XIX века отличалось гуманистическим, подлинно народным содержанием, богатством образов, высоким профессиональным мастерством. В их произведениях воплотились лучшие черты русской национальной художественной культуры.