Живопись XVIII в. начала XIX в.
Появились новые жанры (портрет, натюрморт, пейзаж), осваивались новые темы. Художники стали обращаться не только к мифологии, но и к событиям реальной действительности. Формировалась новая изобразительная система, передающая конкретность материального мира.
Этот раздел коллекции музея сформирован произведениями, поступившими в 1920-1930-е гг. из собраний Государственного музейного фонда Москвы и Ленинграда, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа.
Портрет XVIII в. – одна из жемчужин коллекции. Репрезентативный или парадный портрет особ царской фамилии, высокопоставленных сановников представлен полотнами В.Л. Боровиковского «Портрет Екатерины II» (1777) и иностранных мастеров, работавших в России: «Портрет императрицы Марии Федоровны» кисти австрийского живописца И.-Б. Лампи и «Портрет Елизаветы Алексеевны» кисти французской художницы Э. Виже-Лебрен. Для них характерны крупный формат произведения, наличие различных символов власти и положения, некоторая театральность композиции.
Наиболее интересную часть музейного собрания составляют портреты известных русских живописцев второй половины XVIII в.: полупарадный портрет Д.Г. Левицкого «Портрет барона А.Н. Строганова», (около 1782) с ярко выраженными аксессуарами, указывающими на чины и заслуги изображенного, и камерный портрет В.Л. Боровиковского «Портрет графини В.Н. Завадовской», он представляет индивидуальную характеристику модели, ее внутренний мир, настроение.
Высокий уровень усадебной культуры и портретного искусства второй половины XVIII в. отразился на появлении замечательных произведений столичных и провинциальных художников, имена которых неизвестны. Созданные ими работы уникальны — Неизвестный художник. «Портрет девочки в розовом платье», Неизвестный художник. «Дама в чепце».
Неотъемлемой частью русского искусства конца XVIII начала XIX вв. стало творчество Ф.М. Матвеева. Его академический «Итальянский пейзаж» (1806) представляет ранний период истории развития русского пейзажа.
Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов 1825 г. оказали влияние на общественное сознание и культуру первой половины XIX в. В коллекции музея это время представлено произведениями художников, продолжающих академические традиции, — А.Е. Егоров «Портрет старика (Голова старика)» и Ф.А. Бруни «Апостол Матфей», а так же живописцами, меняющими жанровые, стилистические и социальные тенденции русского искусства, — А.Г. Венецианов «Девушка с подойником» (1824).
Демократизация образов в жанре «кабинетного портрета» происходит в творчестве В.А. Тропинина — «Портрет капитана Ф.П. Глебова-Стрешнева» (1840). Интерес к народной культуре присутствует в работе художника-академиста И.К. Макарова «Итальянка» (1855), в которой великая княгиня Мария Николаевна – дочь императора Николая I — изображена в национальном костюме.
Новые живописные приемы появляются в пейзажах С.Ф. Щедрина, его «Итальянский пейзаж» (1824) — картина полная солнца, света, гармонии человека и природы. Марины И.К. Айвазовского «Морской бой» (1855), «Туманное утро» (1877) отличаются тонкостью цветовых решений, передающих изменчивость морской стихии.