Художественный музей
ГБУККК ККХМ имени Ф.А. Коваленко
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края «Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко»
Сокращенное наименование: ГБУККК ККХМ имени Ф.А. Коваленко
Страницы истории
О том как музей из небольшой частной галереи превратился в основной художественно-культурный центр Юга России
Городская картинная галерея
Возникновение Екатеринодарской городской картинной галереи с литературным и археологическим отделами имени Ф.А. Коваленко стало беспрецедентным явлением для южной окраины России. Её основатель Федор Акимович Коваленко родился 16 мая 1866 года в селе Опошня Полтавской губернии. В 1881 году семья переехала в Екатеринодар. С юности склонный к рисованию, он на свои заработки приобретал книги, изделия из керамики, картины, среди которых были произведения К.Я. Крыжицкого, Ю.Ю. Клевера (старшего), И.Л. Калмыкова и других. Когда коллекция разрослась, Ф.А. Коваленко стал именовать её ``галереей``. В доме купца Пяткова, где он снимал квартиру, им была устроена экспозиция, с 1890 года открытая для посещения. 7 января 1903 года в Екатеринодарскую городскую думу Ф.А. Коваленко направил письмо с просьбой принять его коллекцию ``в дар``, а через месяц, 26 февраля 1903 года, было вынесено постановление – ``дар принять``. 11 апреля 1904 года на первом этаже в здании Городской управы состоялось официальное открытие Екатеринодарской городской картинной галереи с литературным и археологическим отделами имени Ф.А. Коваленко. На торжестве зачитывались приветствия, присланные из Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Особенно взволновала телеграмма, подписанная известным русским художником И.Е. Репиным: ``Поздравляю. Желаю музею процветания и обогащения``. Эта дата и стала точкой отсчёта исторической биографии нового общественного учреждения. После открытия фонды галереи пополнялись за счёт даров и покупок. Из Императорской Академии художеств были получены картины Б.М. Кустодиева, Н.К. Пимоненко, Р.Ф. Френца; гравюры Н.И. Уткина, С.Л. Захарова, И.П. Пожалостина, В.В. Матэ. Итогом личного общения и переписки Федора Акимовича с русскими живописцами стали авторские дары художников В.Д. Поленова, Г.П. Светлицкого, В.Н. Федоровича, Н.В. Харитонова и других. Начиная с 1905 года Ф.А. Коваленко ежегодно устраивал весенние и осенние ``Периодические выставки картин художников Императорской Академии художеств и других русских школ``, которые становились заметным явлением культурной жизни города и привлекали внимание зрителей. В здании Городской управы галерея просуществовала два года. При активном участии Ф.А. Коваленко городская дума рассмотрела предложение о размещении галереи в новом особняке, принадлежащем инженеру путей сообщения Батырбеку Шарданову. В 1907 году состоялось второе открытие галереи. С тех пор она никогда не покидала этого здания.Советское время
С 1917 года страну захлестнула волна революционных преобразований. На полгода в Екатеринодаре установилась Советская власть. Чтобы спасти своё собрание от полного разграбления, Ф.А. Коваленко предпринял ряд энергичных шагов и вскоре имел на руках ``охранную грамоту`` в виде мандата ЦИК Северо-Кавказской Советской республики. Установление 4 августа 1918 года в Екатеринодаре власти Деникина заставило Фёдора Акимовича искать поддержки у новых властей. 9 февраля 1919 года Ф.А. Коваленко умер. В период правления Кубанского краевого правительства хранителем Городской картинной галереи (с мая 1919) был назначен Яков Васильевич Жарко – писатель, литературный и общественный деятель. После окончательного установления Советской власти на Кубани весной 1920 года картинная галерея прошла целый ряд административных преобразований. В марте 1920 года она вошла в состав естественно-исторического и археологического музея Кубанско-Черноморской области, а затем приказом по Кубанскому Окружному отделу Народного образованияот 11 августа 1924 года была выделена в самостоятельное культурное учреждение с присвоением ему наименования ``Кубанский советский художественный музей имени А.В. Луначарского``. Я.В. Жарко оставался заведующим учреждением ещё семь лет (с мая 1920 по июнь 1926) с небольшими перерывами (апрель – июль 1924 и октябрь 1925 – март 1926). Именно при нём состоялись первые поступления образцов русской и авангардной живописи II-й половины XIX – начала XX веков, икон XVI – XVII веков и декоративно-прикладного искусства из Государственного музейного фонда. В 1925 – 1928 годах Кубанский художественный музей имени А.В. Луначарского являлся составной частью Кубанского Государственного музея с Художественным и Научным отделами. Директором объединённого музея (апрель – июль 1924, октябрь 1925 – март 1926, июнь 1926 – начало 1930-х) был профессор Кубанского педагогического института Ромуальд Казимирович Войцик. Р.К.Войцик продолжил активную работу по преобразованию музейного собрания. Его деятельность совпала с политикой советского государства по перераспределению художественных фондов. К концу 1920-х годов в музее сформировалась новая экспозиция, организованная по историко-художественному принципу. В неё вошли произведения В.Л. Боровиковского, Д.Г. Левицкого, В.А. Серова, многих западноевропейских художников. В отдельном зале размещались произведения В. Менькова, К. Малевича, Л. Поповой и других представителей так называемых ``левых течений``.Довоенные годы
В 1933 году Р.К. Войцик был арестован, но не уволен с работы, так как в ``Автобиографии`` он пишет: ``... стал работать … с 1920 г. в Краснодарском Педагогическом Государственном институте беспрерывно до 1934 г. в качестве профессора, заведующего кафедрой, декана факультета языка и литературы. С 1924 по 1934 г. по совместительству состоял директором Краснодарского художественного музея``. С 2 сентября 1934 года заместителем директора, а затем с 4 мая 1935 года директором Краснодарского художественного музея была назначена Александра Ксенофонтовна Осипова. Получив документ об окончании Краснодарского педагогического института, она в 24 года без колебаний приняла партийное назначение и стала активно вникать в специфику нового для неё дела. Вскоре на должность старшего научного сотрудника был назначен Михаил Петрович Богоявленский, в котором молодой директор обрела не только профессионала высокого качества, но и деятельного помощника. В музее проводились выставки и экскурсии, собиралась городская интеллигенция, расширялись художественные фонды. Из Третьяковской галереи были получены картины Н.Г. Богданова, Ф.А. Васильева, В.В. Верещагина. Нужные для музея произведения приобретались и у частных лиц, например, театральные эскизы А.Я. Головина. Позже, будучи назначенным главным хранителем, М.П. Богоявленский положил начало научному изучению художественной коллекции музея.Военное время
Утро 22 июня 1941 года внезапно изменило жизнь целой страны и жизнь каждого отдельного человека. Началась изнурительная, протяженностью в четыре года, Великая Отечественная война. Подготовка к эвакуации проходила в атмосфере секретности. Упаковкой экспонатов занимался М.П. Богоявленский. Всего к эвакуации было подготовлено 1321 произведение и 13 ящиков. Для оставшихся экспонатов (фарфора, графики, живописных работ, икон, документов) в музее подготовили несколько тайников. 30 сентября 1942 года коллекция Краснодарского краевого художественного музея прибыла в город Соликамск, где она находилась до весны 1944 года. С 9 августа 1942 по 12 февраля 1943 года художественный музей существовал в условиях фашистской оккупации. В городе действовал оперативный штаб рейхсляйтера А. Розенберга, занимавшейся поисками и конфискацией культурных ценностей. Происходящие в музее события документировались как представителем оккупационного режима директором А.И. Латышевым, так и научной сотрудницей музея Н.Л. Мальцевой. Имеющиеся в Отделе учёта, хранения и реставрации фондов свидетельские показания технических сотрудников музея М.А. Запорожко, Е.И. Приходько и П.М. Федюниной от 30 июня 1943 года позволяют восстановить картину погромов. Первые месяцы оккупационного режима музей не работал. Грабители выносили иконы, картины и фарфор. Многие из тайников были обнаружены и разорены. Музейщики с риском для жизни перепрятывали обнаруженные ящики. Коллекционные китайские и западноевропейские фарфоровые вазы и некоторые другие произведения были спрятаны в домах сотрудников музея. В освобожденном Краснодаре 3 марта 1943 года был составлен акт о предполагаемой передаче А.И. Латышевым Н.Л. Мальцевой, оставленной исполнять обязанности директора, ``имущества музея и художественных памятников``. Это первый документ, зафиксировавший количественный состав оставленной в городе и сохранившейся музейной коллекции. Вернувшаяся экспозиция была вновь торжественно открыта 1 сентября 1944 года.Современность
Постепенно все налаживалось. Закончился ремонт здания. На первом этаже были воссозданы экспозиции, посвященные зарубежному искусству и искусству советской эпохи. Почти ежегодно организовывались выставки кубанских художников. Краснодарский музей вновь был центром художественной жизни. Гражданский и человеческий подвиг А.К. Осиповой и М.П. Богоявленского был высоко оценен. Они были награждены медалями ``За оборону Кавказа`` и ``За доблестный труд в Отечественной войне 1941–1945 годов``. В 1969 году руководство художественным музеем было поручено Светлане Евгеньевне Зеленовой, пришедшей в музей на должность научного сотрудника сразу после окончания искусствоведческого отделения исторического факультета Московского государственного университета. Она сумела сплотить вокруг себя коллектив единомышленников. На долгие годы её главными помощниками стали А.А. Забгаева, С.Н. Пыхтина, Л.И. Пигида и Г.Д. Позднякевич. Продолжилось начатое М.П. Богоявленским научное изучение фондов. В музей стали попадать работы ведущих столичных мастеров. Комплектование музейной коллекции происходило при активном взаимодействии с Министерством культуры РФ, художественным фондом РФ, органами культуры Краснодарского края и краевым отделением Союза художников. Активная закупочная политика в послевоенный период заключалась в том, чтобы работать не только с заявками с выставок, но и с качественными произведениями, непосредственно приобретенными в мастерских художников. Постоянно возрастала строгость отбора. В первую очередь фонды музея пополнялись работами мастеров ``кубанской школы``. Ежегодно сотрудники музея выезжали в города края, проводили встречи с художниками, выделяли работы для закупки. Благодаря таким контактам в музейное собрание поступили работы кубанских авторов разных поколений: Г.А. Булгакова, А.А. Калугина, Л.А. Самокиш, С.А. Воржева и других. Проводились выезды на зональные выставки в другие регионы. Музей в плане отбора произведений сотрудничал с отделениями Союза художников зоны Юга. В музее появилась подборка произведений художников Ростова-на-Дону, Ставрополя, Новороссийска и Сочи. Важным направлением в 1950–1970-х годах стала деятельность по формированию передвижных выставок, нацеленных на сельского посетителя. Работы участников творческих бригад Кубани экспонировались в Краснодарском художественном музее на ставших в то время традиционными выставках из цикла ``Земля и Люди``. Комплексная демонстрация этой тематической экспозиции была организована в 1971 году. В связи с уходом на пенсию С.Е. Зеленова покинула пост директора в 1985 году. В конце XX века в истории нашей страны произошли важнейшие политические и социальные преобразования. В 1991 году Российская Федерация стала самостоятельным государством. В этот период директорами музея были: Войцехович К.М. (1986 – 1993), Кондратенко Т.М. (1993 – 2009), Саркисов В.А. (2010 – 2017), Бондаренко Ю.В. (2018). Важнейшими событиями были: разработка долгосрочной концепции развития и реорганизации музея; возвращение исторического имени – Ф.А. Коваленко; присвоение дому Шарданова статуса исторического здания-памятника, охраняемого государством, и его научная реставрация; открытие новой экспозиции с обновленным маршрутом и новыми экспонатами; передача в ведение музея исторического здания бывшей Екатеринодарской конторы Госбанка.Наше время
В 2004 году, когда Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко отмечал 100 лет со дня основания, в память о военных событиях тех лет на одной из стен фойе была установлена мраморная доска с надписью: ``А.К. Осиповой, М.П. Богоявленскому и сотрудникам, спасшим художественную коллекцию музея во время Великой Отечественной войны``. В последнее десятилетие XX и первое десятилетие XXI веков художественный музей стал активным участником многих художественных проектов. Коллекция русского авангарда почти в полном составе была показана в залах Государственной Третьяковской галереи. Произведениями ведущих кубанских художников любовались жители Минска. В Японии побывала музейная коллекция ксилографии ``укие-э``. Т.М. Кондратенко положила начало участию произведений русского авангарда в совместных международных выставках: в Амстердаме, Барселоне, Берлине, Бонне, Брюсселе, Буэнос-Айресе, Вене, Гамбурге, Дуйсбурге, Дюссельдорфе, Лионе, Лиссабоне, Лондоне, Мадриде, Мартини, Мельбурне, Мехико, Монако, Нью-Йорке, Сеуле, Палермо, Риме, Рио-де-Жанейро, Сантандере, Сан-Паулу, Сиднее, Турине, Флоренции, Франкфурте-на-Майне, Цюрихе. Изменились и взаимоотношения музея и зрителя. С применением интерактивных технологий экспозиционные экспонаты, когда-то строго и отчужденно существующие в музейном пространстве, стали более информационными. Объединённые историческим пространством, оба здания – ``Дом Шарданова`` и ``Екатеринодарская контора Госбанка`` – превратились в единый историко-культурный центр города, а скромная Екатеринодарская картинная галерея с литературным и археологическим отделами к началу XXI века превратилась в крупнейший музей юга России.Наша коллекция
Фонды музея включают обширную коллекцию работ художников различных стилей и направлений