d

Весь этот мир творит учитель

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Виртуальный выставочный проект «Весь этот мир творит учитель» посвящен теме преподавания. Это символ признательности и уважения к педагогам – людям, чью важную роль в жизни каждого человека невозможно переоценить. Под умелым руководством учителей и наставников раскрываются таланты и умения детей, молодых людей и будущих специалистов.

В коллекции Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко хранятся произведения, в которых раскрываются образы педагогов: учителей и преподавателей, наставников в семье и мастеров в профессиональной деятельности.

 

 

Семья – первый учитель

Любое воспитание и обучение начинается в семье. Семья – первый и самый значительный учитель ребёнка. Именно в семье в маленького человека закладывается с самого рождения то, что не заложит больше никто на протяжении всей жизни. Родные и близкие люди становятся для подрастающего поколения помощниками, наставниками, советчиками и хорошими товарищами. Наставниками в семье могут быть родители, авторитетные и уважаемые родственники, знакомые, друзья, соседи.

Родители — это люди, которые дают ребенку первое понятие о жизни, представление о жизненных целях и ценностях. Отец и мать преподают ему уроки милосердия, послушания, покаяния, терпения и трудолюбия.

Преемственность поколений можно проследить в работах Е. Д. Пузина «Два Ивана», А. А. Паршкова «Иван и Федор» и «Семья». Ключевой идеей данных произведений являются семейные устои разных поколений, которые живут в ладу между собой.

Полотно Г. С. Петросяна «Горы, наши дома. Матери, дети» – яркий пример тому, как глубоко проникает художник в основы таких сложных, порой, для понимания вещей, как истинный смысл бытия, Родина, семья… На небольшом пространстве мастеру удалось запечатлеть все, что в действительности и является истинным смыслом человеческой жизни! Обилие красного цвета, чистых ярких цветов – синего, зеленого, желтого – придают изображению торжественный вид.

Мама… Она заботится, окружает добротой и лаской, радует теплом и уютом, через неё ребенок начинает своё общение с миром: слышит первые слова, которые ещё непонятны, получает первые впечатления и переживает первые эмоции. От нее получаешь первые уроки жизни, и именно мама является первым учителем для каждого из нас. Мама – это педагог от природы, не важно, есть у нее навыки педагогической деятельности или нет – это все приходит само. Недаром слово «педагог» в переводе с греческого означает «человек, который ведет». В Греции педагогами были люди, провожающие детей своего хозяина в гимнасии. Слово «педагог» осталось, а смысл изменился, расширился, но не потерял своей актуальности. И сегодня мама – человек, сопровождающий ребенка на его нелегком жизненном пути.

Кто, как не мама, помогает делать первые шаги в большой мир?.. Этой вечной и прекрасной теме посвящены работы художников А. П. Ткачева, С. П. Ткачева «Первые шаги» и А. В. Китаева «Мать и дитя».

В работе В. К Нечитайло «Мать» мы видим женщину, нежно обнимающую своего ребёнка. В ней чувствуется сила, при этом глаза выдают её добрую натуру. Мама – это человек, который с раннего детства учит нас главному в этом мире чувству – любви.

Нельзя недооценивать роль бабушек и дедушек в воспитательном процессе. В большинстве случаев связь с бабушкой и дедушкой является первой связью в жизни ребенка, которую он формирует отдельно от связи со своими родителями. Любящая бабушка дарит малышу комфорт и безопасность, любовь и внимание, а также выбор, который так необходим маленькому человеку для правильного становления личности (В. В. Тевторадзе «Бабушки и внуки», А. А. Цветкова «Бабушка и внучка», Г. К. Претро «Дедушка и внучка»).

 

Преподаватели и наставники

Профессия учителя всегда считалась одним из наиболее сложных и в то же время почетных занятий. Этот нелегкий труд заслуживает глубокого уважения, признания и благодарности.

Педагог – единственная профессия, создающая все остальные. Без хороших учителей не было бы выдающихся учёных, инженеров, врачей, писателей, художников и многих других. Когда мы говорим о роли педагога в процессе обучения, это касается не только учёбы, но и всех аспектов жизни. Учителей нередко сравнивают с ювелирами, создающими из неограненных камней произведения искусства, и талантливые педагоги так же шаг за шагом превращают неопытных учеников в настоящих профессионалов. Педагог – это не просто профессия, это миссия, и поэтому с учителей и наставников спрос особый.

Образ учителя — эта тема нашла отражение в разных видах искусства. Мы часто говорим о переменах в школе: меняется облик учителя, меняется мир ученика, меняются, программы, парадигмы… Меняются и форма, и содержание. От сельской избы — к просторным классам, от гусиного пера — к шариковым ручкам, от устного счета — к информатике. Прежним в школе остается лишь главное — учитель и ученики.

Один из наиболее талантливых английских художников второй половины XVIII века Джордж Морланд, изображая жанровые сцены, обращался как правило к бытийной, повседневной жизни, лишенную сложных драматических столкновений и коллизий. На картине «Визит в школу» мы видим воспитательницу, которая держит за руку воспитанницу.  К девочке в гости приехали две нарядные дамы.  В открытую дверь заглядывают подруги-пансионарки. Литография Уильяма Уорда с работы Морланда рассказывает о женском образовании в Англии рубежа XVIII-XIX вв. Девочек из богатых семей нередко посылали в пансионы или в школы полублаготворительного типа, которые служили дополнением к домашнему образованию.

 

На работе неизвестного художника «Девочка у начетчика» мы наблюдаем жизнь русской глубинки, где нередко детей обучали грамоте по церковным книгам так называемые начетчики.

Владимир Егорович Маковский в произведении «Учительница» весьма трогательно изобразил уже пожилую женщину, читающую книгу. Сколько знаний и опыта она передала ученикам…

Жизнеутверждающий взгляд Богданова-Бельского выхватил другой ракурс жизни сельской учительницы. В центре композиции находится стол, празднично накрытый белой скатертью, за которым происходит чаепитие: дети, облачившись в свои лучшие наряды, пришли в гости к учительнице. На столе — красивый синий букет цветов, блестящий изящный самовар с чайником, румяные баранки и дары сада – сочные крепкие яблоки.
Но главное украшение этой картины – ее героиня, красивая молодая женщина, которой суждено сыграть важную роль в жизни этих ребят. Учительница с мягкой улыбкой на лице, наверняка очень любима учениками, и они с удовольствием пришли к ней в гости, им интересно проводить время вместе не только в школе. Вся эта живописная группа расположилась в саду, залитом светом, который весело пробивается сквозь ветки деревьев, играет солнечными зайчиками на праздничной белой скатерти, на головах и лицах присутствующих.

Учитель в советском искусстве изображается, как значимая и многогранная личность. Это одновременно бескорыстный труженик на благо страны, добрый и справедливый наставник, друг и помощник для входящего в жизнь человека. Труд учителя показывался, как самый благодарный, ведь именно учитель помогал становлению тех, кто строил и защищал СССР (И. В. Кожевников. «После уроков», Г. В. Копецкий. «Учительница»).

Что касается наставничества в советском обществе, то оно было распространено везде: на заводах и фабриках, в школах и институтах, в библиотеках и домах творчества. Навыки рабочих профессий советские люди приобретали под руководством опытного мастера, то есть наставника. Образ учителя на трудовом поприще раскрыт в произведениях Г. У. Кравченко «Наставник», Г. А. Булгакова «Смена», В. П. Солодовника «Мастер и ученик».

 

Ученики

Воспитатели в детском саду, учителя в школе, преподаватели в институте, наставники на работе – все эти люди формируют личность ребенка наравне с родителями. Запечатленные на картинах художников процесс обучения, ученики, студенты, молодые специалисты дают возможность увидеть процесс обучения и его особенности в разные периоды истории.

Большое количество портретов детей оставил нам конец XVIII – первая половина XIX вв. Портреты детей стали заказывать в дворянских мелкопоместных и купеческих семьях. Возникает культ дома, семьи, тёплых родительских отношений, а также необходимого образования. Дети часто изображались в интерьере детских комнат, со своими любимыми игрушками и книгами, как основного атрибута обучения (Н. Е. Рачков » Портрет мальчика», Неизвестный художник «Мальчик с книгой», Ф. А. Малявин «Мальчик»).

В советское время образование стало одним из ключевых объектов соцреализма — официального искусства. Вообще, школа и ученики были одной из любимых тем художников-соцреалистов… Советские картины о школе — это своеобразные, как сейчас принято говорить мотиваторы. Тяга к знаниям, мечтания — всё это отлично передано на полотнах советских художников (Н. Д. Шариков «Библиотека-передвижка», Г. В. Копецкий «Десятиклассница», Г. В. Копецкий «Первое слово», И. В. Коваленко «Пионер в семье», Э. Г. Браговский «Петя мечтает», И. В. Шевандронова «Дети рисуют»).

Но в жизни советских детей были не только пионерские зорьки и другая романтика социалистического воспитания, но и обычный для всякого нормального ребенка досуг, включающий игры, спорт и полезные увлечения, вроде судомоделирования (К. И. Калинычева «Вечер. Слоны», О. Б. Богаевская «Зимние каникулы», К. И. Калинычева «Последние известия», В. С. Козлов «Пионеры на берегу реки», И. В. Коваленко «Юные судостроители»).

После школьной поры следует самое прекрасное время жизни – студенчество. Это пора первых шагов в профессию, сопряженных с интенсивной учебой, волнительными зачетами и экзаменами (И. В. Голицын «Абитуриенты»).

Открытые в 1920-е годы при российских вузах рабочие факультеты — рабфаки — подарили современной системе образования довузовскую подготовку, подтягивание абитуриента до нужного уровня знаний, а также работу в тандеме учебных заведений и будущего работодателя выпускника для получения наиболее квалифицированных кадров (С. В. Рянгина С.В. «Вузовки и рабфак»).

Студенты обязаны были пройти практику для того, чтобы получить практический опыт под руководством опытных специалистов (Л. К. Эскараева «Практиканты»).

Передача опыта профессионалов всегда была всеобщей практикой в разных странах. Так публичные уроки анатомии были обычным явлением как в Нидерландах в частности, так и по всей Европе в целом. Они проходили один раз в году, как правило, в зимние месяцы (чтобы обеспечить сохранность тела), носили торжественный характер и длились несколько дней. Проводить эти уроки приглашали самых именитых ученый и врачей, а присутствовать могли их коллеги по цеху, студенты и обычные горожане. По случаю такого урока гильдией хирургов и был заказан групповой портрет Рембрандту. На картине глава гильдии хирургов Николас Тульп проводит лекцию для членов своей гильдии с показательными хирургическими действиями. В фондах Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко хранится копия знаменитой картины Рембранта «Урок анатомии доктора Тульпа», выполненная русским художником Алексеем Харламовым.

В эпоху Советского Союза профессиональный праздник учителей отмечался в первое воскресенье октября.

 

            В 1994 году ЮНЕСКО учредила Всемирный день учителя, отмечаемый ежегодно 5 октября.
С этого же года Россия вошла в список стран, отмечающих День учителя в этот же день.


            В 1995 году Указом президента РФ установлено почетное звание — Заслуженный учитель Российской Федерации,
которое в День учителя присваивают педагогам, посвятившим делу воспитания
и обучения более 15 лет и внесшим в него значительный вклад.


            Уважаемые педагоги! Примите самые искренние поздравления с вашим профессиональным праздником! Пусть ваши нелёгкие будни приносят радость и будут плодотворными. Желаем вам здоровья и терпения, внутренней гармонии, уважения окружающих и искренней благодарности за Ваш великий труд! Спасибо Вам за преданность профессии и заботу о наших детях!

Понедельник: выходной
Вторник: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Среда: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Четверг с 13.00 до 21.00, касса до 20.45
Пятница : с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Суббота: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Воскресенье : с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Для посещения музея людьми с ограниченными возможностями необходима предварительная запись по тел. 268-09-00 пн-пт с 10.00 до 16.00

В целях комфортного пребывания в музее просим обратить внимание, что посещение музея возможно только по предварительной записи по тел:
268-09-00 пн-пт;
268-09-77 сб-вс (звонить с 10.00-16.00)

г. Краснодар, ул. Красная, 13
268-09-00 пн-пт; 268-09-77 сб-вс

e-mail: art@kxmuseum.ru