Уникальная коллекция японской цветной ксилографии школы укиё-э является подлинным украшением фондов Краснодарского художественного музея. Её собрал путешественник, сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого, профессор Николай Иванович Воробьёв. Большая часть этого собрания – 190 графических листов – в 20-е годы ХХ века была передана в Краснодарский художественный музей из НКВД.
В 1970-е годы гравюры были отреставрированы во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря (г. Москва). Именно тогда коллекция обратила на себя внимание специалистов и стала открытием для широкой публики. Выставка гравюр состоялась в Москве в рамках культурной программы Олимпиады 1980 года.
В коллекции музея представлены гравюры мастеров, которые составили славу японской цветной ксилографии эпохи Эдо (1603 – 1868). Это Кацусика Хокусай, Утагава Кунисада, Эйсэн Кэйсай, Эйдзан Кикугава, Утагава Хиросиге.
В 1998-1999 годах в японском городе Мацумото с успехом прошла выставка ксилографии укиё-э из краснодарского музея, был выпущен каталог на японском языке. Именно тогда выяснилось, что произведение Утагава Тоёкуни I «Воин Сога-но Горо Токимунэ» – единственный в мире сохранившийся экземпляр.
«Укиё-э» – в переводе с японского означает «картины повседневной жизни», «образы быстротекущего мира» — направление в японской живописи и графике эпохи Эдо (1615 – 1868). Для укиё-э характерны картины обыденной жизни, созвучные городской литературе этого периода. На гравюрах изображались утончённые красавицы, массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки. Позднее стала популярной пейзажная гравюра.
Утагава Тоёкуни I (1769-1825) — один из выдающихся мастеров классического периода жанра укиё-э. Родился в Эдо в семье знаменитого мастера кукол.
С юных лет он был связан с театральной средой, особенно с театром Кабуки. С 1786 года делал иллюстрации к популярным новеллам и коротким рассказам. Сначала работал в жанре бидзин-га (изображение красавиц), впоследствии предпочитал жанр якуся-э (актеры). В изображении актёров он умел передать характерные позы, жесты, напряженность драматической ситуации. Тоёкуни стал известен как глава большой художественной школы Утагава (букв. «Песня реки»), основанной его учителем Утагавой Тоёхару. Имел 29 учеников, среди которых особенно известны Кунисада и Куниёси и другие.
Школа Утагавы была единственной школой укиё-э, которая пользовалась поддержкой бакуфу – правительства Японии. Среди многочисленных учеников Тоёкуни – Кунимаса, Кунисада, Куниёси и другие.
Гравюра изображает персонажа времён начала сёгуната Камакура – одного из братьев Сога – Сога Горо Токимунэ (1174-1193).
Эта история в популярном изложении звучит так: в 1176 году представитель клана Ито, Кудо Сукетсунэ, убил в горах Хаконэ своего кузена Кавацу Сабуро Сукейяши. Сиротами остались два его сына – трёхлетний Горо и пятилетний Джуро. Когда Горо подрос, он был отправлен в монастырь, чтобы стать монахом. Братья, не терявшие связь друг с другом и поклявшиеся отомстить за отца, втайне учились искусству боя на мечах. Однажды в 1193 году Кудо охотился с сёгуном Минамото Ёритомо. Узнавший об этом Джуро поскакал в монастырь, где жил Горо. Ночью, во время урагана, оба брата покинули его стены, нашли лагерь, где ночевал пьяный Кудо Сукетсунэ и зарубили его. В схватке Джуро был убит, а Горо пленён борцом Горомару и позже казнён по приказу Ёритомо.
Легенды о братьях Сога вдохновляли японских творцов веками и по праву занимают значительное место в японской культуре.