Атрибуция художественных произведений — один из важнейших моментов в жизни не только этих произведений, но и всех, кто их сопровождает: коллекционеров, музеев, искусствоведов. От имени картины, от имени художника, от даты рождения произведения зависит его ценность.
На протяжении всей истории Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко его сотрудники занимаются атрибуцией фондовых произведений искусства.
Для атрибуции произведений (определения авторства, изображенного лица, времени написания) важна любая, даже незначительная деталь. Исследование картины Неффа сотрудником музея Иваном Ивановичем Ващенко позволило определить имя дамы, изображенной на полотне.
И. И. Ващенко обратил внимание на портрет военного с подзорной трубой, находящийся на камине. Прежде всего, на изображении выделялась голубая лента высшего российского ордена Святого Андрея Первозванного. Однако к середине XIX века кавалерами ордена стали сотни российских и иностранных коронованных особ и их подданных. Искать среди них изображенного на портрете было практически невозможно. Но из расстегнутого воротника мундира был виден большой белый крест – это орден Святого Георгия II степени. За всю историю награждения данным орденом было всего 125 его кавалеров.
Исследователю удалось разглядеть золотое шитье на воротнике на черном или темно-зеленом фоне. Данный цвет был предназначен для воротников высших офицеров российского императорского флота.
В российской истории известны семь адмиралов, награжденных второй степенью ордена, причем только двое были награждены в XIX веке – А. С. Грейг и П. С. Нахимов. После сравнений с известными изображениями адмиралов, удалось установить, что на портрете — бывший командующий Черноморским флотом, руководивший в Русско-турецкую войну 1829 – 1830 годов взятие крепости Анапа адмирал флота Алексей Самуилович Грейг (1775 – 1845).
Из всех близких родственниц адмирала на момент написания портрета известны только его жена Юлия Михайловна Грейг (но ей было уже 52 года) и две дочери – Юлия Алексеевна, в замужестве Штиглиц (23 года) и Евгения (16 лет).
Таким образом, на портрете изображена Юлия Алексеевна Штиглиц, урожденная Грейг (1829 – 1855). Она была замужем за тайным советником и послом в Риме Николаем Борисовичем Штиглицем. Ее правнучка Л. Н. Неезе вспоминала, что был известен «писанный в Италии портрет Юлии, на котором она изображена в легком бальном платье. Поражала ее фигура с необычайно тонкой талией». Жизнь Ю. М. Штиглиц оборвалась внезапно: на балу во время танца партнер не удержал эту хрупкую женщину, и она упала, сломав позвоночник. Вскоре она умерла и была похоронена в Петербурге, в семейном склепе Грейгов на Смоленском лютеранском кладбище.
Таким образом, внимательное изучение картины, использование вспомогательных исторических дисциплин: униформологии (изучение характерных особенностей служебной и, в первую очередь, военной формы одежды) и фалеристики (изучение истории орденов, медалей, значков, любых нагрудных знаков), позволили узнать секреты портрета кисти Нефа.