Виртуальная выставка «Прекрасное отражение Витебска» посвящена творчеству одного из ярчайших и известнейших художников Беларуси Юрию Моисеевичу Пэну. Деятельность этого художника, выпускника Петербургской Академии художеств, имеет поистине неоценимое значение. По словам искусствоведа А.Шатских: «Ю.М. Пэну суждено было не только положить начало художественной жизни в провинциальном городе российской черты оседлости, но и внести свой вклад в историю европейского и мирового искусства нашего столетия… Осмысление того, что было сделано им для художественного просвещения края и искусства в целом, пробуждает глубокое уважение к скромному человеку, столь достойно исполнившему свою миссию на Земле.»
Родился Юрий Моисеевич Пэн 24 мая (5 июня) 1854 г. в г.Ново-Александровск Ковенской губернии. С 1881 по 1886 г. обучался в Петербургской Академии художеств в классе П.П.Чистякова. В 1896 г. по приглашению губернатора В.А. Левашова приехал в Витебск, которому посвятил 42 года жизни, до дня трагической гибели в 1937 году.
Талантливый живописец и педагог, Ю. Пэн оказался у истоков местной профессиональной школы художников. Его частная художественная студия положила начало системе художественного образования в городе. Искусствовед и художник А.Г. Ромм в статье о Ю.М. Пэне писал: «Долгие годы мастерская Пэна была в Витебске единственным очагом искусства, единственным местом, где можно было видеть образцы подлинного искусства и пример упорного и напряженного труда умелого мастера». В разное время у Ю. Пэна учились: М. Шагал, Л. Лисицкий, О. Цадкин, И. Чашник, О.Мещанинов, Д.Якерсон, Е.Кабищер-Якерсон, И.Мальцин, Л. Шульман, С.Юдовин, Л.Зевин, Р.Идельсон, Е.Минин, А.Ахола-Вало, З. Азгур, Л. Лейтман, С. Гершов, Л. Ран, И. Боровский, П.Явич и другие. Позже Ю. Пэн гордился своими учениками, радовался их успехам и достижениям, даже иногда критикуя и не соглашаясь с их взглядами. И ученики никогда не забывали своего учителя. В сложные минуты поддерживали его и материально и морально. В одном из своих писем к Ю. Пэну М. Шагал писал: «Вы первый в Витебске. Город не сумеет Вас забыть».
Бесценно и творческое наследие мастера. После своей гибели в 1937 г. Ю.М. Пэн оставил Витебску поистине огромное богатство: в 1937 г. в Витебский музей поступило более 800 его работ, которые легли в основу Витебской картинной галереи имени Ю.М. Пэна, открытой в Витебске в 1939 году. Однако большая часть работ художника погибла или затерялась в годы Великой Отечественной войны.
Сегодня творчество Ю.М. Пэна в Витебском областном краеведческом музее представлено 166 живописными и 17 графическими работами. Это самая большая в мире музейная коллекция работ этого художника. В музее также хранится собрание фотографий и документов о жизни и творчестве Ю. Пэна. Весь фонд художника составляет 370 единиц хранения.
Сохранившиеся работы Ю.М. Пэна дают возможность раскрыть весь диапазон творчества художника, одновременно проследив их стилистику и жанровую структуру. Творчество художника отличается философским смыслом и жизнелюбием, оно – образец огромной глубины и профессионализма. Проникновенность, мудрость, какое-то особенное достоинство чувствуются во всех работах художника. Он спокойно, основательно, реалистично повествует, описывает только то, что интересно ему, что привлекает, тревожит и восхищает. Реалистичность произведений мастера отметил его ученик М. Шагал: «Вам не следует идти в поле, не надо гулять по городу, обращать внимание на людей, не надо идти в театр, в церковь, в синагогу — всё вы имеете перед собой, всё стонет, плачет на картинах Пэна ежеминутно, и днём и вечером, в субботу, в праздник».
Огромный диапазон творчества Ю. Пэна посвящён городу Витебску, его пейзажам, истории, быту горожан. «Ограничившись Витебском и только Витебском», художник сосредоточился в своём искусстве почти исключительно на изображении характеров, типов и сцен окружающей действительности. Действительностью этой была жизнь провинциального Витебска, где тесно переплетались, пересекались, взаимодействовали разные мировоззрения, разные уклады, разные религии. Художник говорил: «Люблю, понимаете, Витебск. Да и как этот город не любить! Красивая, задумчивая река с обрывистыми берегами… А церкви в нашем городе вовсе не похожи на смоленские! Понимаете, я люблю портретность города. Каждый город должен иметь свой портрет. Так вот, наш Витебск отличается от всех городов именно своим лицом. Пройдите по окрестностям Витебска… Ну, возьмем Марковщину. Марковщина — это чудесное место, где можно вдоволь глотнуть свежего воздуха и так окислить свою кровь, что назавтра хочешь или не хочешь, а сделаешь веселый пейзаж. Тот воздух сам «ляжет» на ваше полотно».
В своих работах художник описывает окрестности Витебска, своеобразный провинциальный характер и колорит города, неторопливую жизнь людей в этом городе, целостность и гармонию мира традиционной архитектуры и быта. Он рисовал город как человеческое лицо, выписывая каждую деталь в этом портрете, придавая ему одухотворенность и поэтичность. С необычайной любовью Ю. Пэн описывает витебские дома, церкви, улицы, овраги и пригорки.
Витебск у Пэна имеет размытые границы: он начинается в центре от светлых проспектов, тянется через тёмные заулки, проходит в предместье. Но и здесь город не заканчивается. За городскими стенами начинается окраина.
Юрий Моисеевич Пэн. Улица. Конец 1890-х -1920-е, холст, масло
К серии городских пейзажей относится работа «Улица». Уголок, который привлек внимание художника, определить несложно: это бывший Толкучий переулок, располагавшийся в самом центре города. В переулке была площадь, где большей частью располагались торговки и лавочники.
Юрий Моисеевич Пэн. Прогулка в лесу. Конец 1920-х, картон, масло
Как пишет в своей книге «Странички из недавней старины города Витебска» известный витебский краевед Николай Яковлевич Никифоровский, прогулки в предместья Витебска были излюбленным занятием горожан в выходные дни.
Юрий Моисеевич Пэн. Остров. Этюд. Конец 1910-х – 1920-е гг., картон, масло
Юрий Моисеевич Пэн. Горка в облаках. 1910-е гг., картон, масло
Образ «Горки в облаках» на картине Пэна, кажется, насквозь пропитан таинственностью и философской глубиной мысли. Хмурое, словно взорвавшееся небо и облака как сполохи пламени. Голые изломанные силуэты деревьев, беззащитные под порывами ветра на вершине горки.
Юрий Моисеевич Пэн. У водокачки. 1914, холст, масло
Полотно воспроизводит вид окраины Витебска начала 20 столетия, ведущий в направлении уездного города Суража. Водоразборная будка возникла при прокладке в городе водопровода в конце 19 века. Главными потребителя воды из этой будки были, естественно, жильцы расположенных неподалёку скромных одноэтажных домиков.
Особую роль в творчестве Юрия Пэна играют женские портреты. Художник любуется красотой женщины, но не обходит и психологическую характеристику модели. Мастер в основном рисовал девушек. Найдя их в городе, он предлагал им позировать в его мастерской, в которой была целая галерея женских портретов. Он оберегал их, шутливо называя «мои невесты». Обнаженную натуру художник целомудренно скрывал за занавеской и прятал от любопытных глаз. Следует заметить, что художнику еще с Академии художеств больше всего нравилось писать с натуры, которая позволяет не только изучить, а главное — «увидеть» модель. Шелк блузок, бархатистость платьев, нежность кружев, тонких и мягких, сквозь которые чувствуется живое тело; металлические украшения, холодный блеск которых подчеркивает чистоту и прелесть женских образов, Пэн выписывает с академической тщательностью, соразмерностью и скрупулезностью. Его портреты пронизаны богатством интонаций, декоративной тонкостью и изяществом линий. Иногда рядом с женской моделью художник изображает букетик цветов, подчеркивая простоту и естественность женского образа. Жизнерадостность образов во всем: и в нежном румянце, и в улыбках, и в искрящихся глазах, и в нарядах. Чувствуется, что художник увлечен, восхищен этими женщинами, заряжен их энергией и стремится передать на полотне их обаятельные образы. Большинство портретов безымянны. Кто эти неизвестные, чьи черты с такой любовью выписывал художник, остается тайной. Но, несмотря на романтическую идеализацию, эти портреты отличаются точностью рисунка, композиционным построением, скрупулезностью в передаче деталей. В произведениях Ю.М. Пэна женские образы не только хорошо отработаны пластически, но и охарактеризованы как конкретные типы. Художник мастерски использует игру светотеней, отчего его произведения становятся еще более поэтичными и гармоничными.
Юрий Моисеевич Пэн. Дама в кресле. 1917, холст, масло
Юрий Моисеевич Пэн. Голова девушки. 1909-1912, холст, масло
В работе чувствуется нескрываемое восхищение художника моделью, её утончённостью и грациозностью. Есть предположение, что на портрете художник запечатлел супругу купца Санкт-Петербургской 1-й гильдии, владельца магазина посуды Ильи Иосифовича Глезермана Фаину Абрамовну Хайкину-Глезерман, у которых художник арендовал помещение под «Школу рисования и живописи» по адресу ул. Смоленская д.14.
Юрий Моисеевич Пэн. Девушка с книгой, холст, масло
«Девушка с книгой» — витебская женщина новой эпохи: свободная, открытая для новой жизни. Витебские девушки нач. 20 в. стремились в Москву, Петербург, поступали там на женские курсы, в университеты, участвовали в бурной студенческой жизни российских столиц, приезжали на каникулы в Витебск, привозили журналы, книги, новости, вносили новую, живую струю в вялотекущую жизнь провинциального Витебска.
Юрий Моисеевич Пэн. Портрет девушки. 1916-1918, холст, масло
Фигура девушки почти прозрачна на розовом фоне картины. Изящный овал почти детского лица, красивые вьющиеся волосы и огромные, чёрные, невероятной глубины глаза кажется завораживают нас своей детской непосредственностью и в то же время какой-то недетской серьёзностью и проникновенностью.
Юрий Моисеевич Пэн. Письмо в Америку. Конец 1920-х гг., картон, масло
Это первое произведение мастера, где он пробует совместить профиль и анфас в изображении моделей в одной композиции, однако сюжетное решение доминирует.
Наследие Ю.М. Пэна поистине бесценно. В одном из своих писем М. Шагал писал Ю. Пэну: «Я убежден, что Витебск, которому Вы отдали 25 лет жизни, по достоинству рано или поздно увековечит Ваш труд. Ваши лучшие работы… будут собраны… в будущем музее города Витебска». В июле 2008 г. в филиале Художественный музей, который является хранителем коллекции работ Ю. Пэна, открылась музейная экспозиция, посвящённая творчеству этого художника. Работы Ю.М.Пэна из коллекции Витебского областного музея выставлялись в Нью-Йорке, Париже, Риге.