Image Alt

ГЕРОИЧЕСКАЯ РАБОТА А.К. ОСИПОВОЙ И М.П. БОГОЯВЛЕНСКОГО ПО СПАСЕНИЮ МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК ПРИМЕР ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ГЕРОИЧЕСКАЯ РАБОТА А.К. ОСИПОВОЙ И М.П. БОГОЯВЛЕНСКОГО ПО СПАСЕНИЮ МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК ПРИМЕР ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Т.А. Сальникова

Россия, город Краснодар

Заведующий отделом научно-просветительной работы

 

А.К. Осипова и М.П. Богоявленский

В рамках данной статьи раскрываются героические страницы истории Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко в годы Великой Отечественной войны, представлен самоотверженный труд его работников — директора Александры Ксенофонтовны Осиповой и старшего научного сотрудника Михаила Петровича Богоявленского по эвакуации и сохранению музейной коллекции [1] (Илл1).

Поднимаются вопросы исторической памяти и ее трансляции потомкам в деле патриотического воспитания подрастающего поколения. В фондах научного архива сохранились фотографии, афиши, письма, распоряжения, рассказывающие об эпизодах военных лет.

Музей не демонстрирует историю, а формирует у молодежи активную гражданскую позицию, помогает с самоопределением личности, способствует выработке «национального лица» и чувства преданности Отечеству. В фойе здания-памятника музея «Дом Б. Шарданова» находится мемориальная доска, на которой высечена лаконичная надпись: «Осиповой Александре Ксенофонтовне и Богоявленскому Михаилу Петровичу всем сотрудникам, спасшим коллекцию Краснодарского художественного музея в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы».

С 1935 года по 1969 год А.К. Осипова (1910-1980) возглавляла музей. Она была очень энергичным и организованным человеком.  Благодаря ее умелому руководству и личному мужеству, спасены художественные ценности. О тяжелом периоде подготовки эвакуации А.К. Осипова вспоминает: «Военные действия конца 1941 года и начала 1942 года разворачивались очень быстро… враг подходил к Краснодару и коллективу музея стало ясно, что нашу уникальную коллекцию необходимо эвакуировать. На музейном совете было решено вывезти все экспонаты экспозиции и запасного фонда музея. Для того, чтобы осуществить эвакуацию, необходимо было все экспонаты тщательно упаковывать. Но и здесь мы столкнулись с большими трудностями: не было необходимых материалов – досок, фанеры, бумаги, гвоздей и т.д. Именно мне, как директору, пришлось все это добывать. Долго я ходила по всем учреждениям, выпрашивая все необходимое, но везде получила отказ. Тогда я обратилась к начальнику Краснодарского военного гарнизона А.М. Янину, который внимательно выслушав меня, позвонил начальнику Крайплана и приказал помочь мне, всем, чем возможно. Я получила все, кроме бумаги. Но бумага была необходима, и нам пришлось использовать хорошую коллекцию киноафиш» [2].

Надо помнить какой огромный, бесценный вклад внесли в Победу над фашизмом краснодарцы, труженики тыла. Сейчас для молодого поколения может быть непонятным режим дефицита, отсутствие бумаги, других упаковочных материалов в музее. В годы войны работа в тылу была тяжелой и приравнивалась к участию в боевых операциях на фронте. Маршал Г. К. Жуков говорил: «Тыл – половина Победы».  Показывая современной молодежи сложные трудовые будни работников музея, хочется подчеркнуть их преданность интересам дела, ведь деятельная сторона патриотизма является определяющей, она выражается в конкретных для Отечества и государства делах и поступках.

С ноября 1941 года в выставочных залах кипела работа, небольшой коллектив музея, а их было человек пять, не жалели сил, готовили к эвакуации экспонаты. То, что невозможно было упаковать, решили спрятать в подсобных помещениях, сараях, чердаке, для этого организовали специальные тайники. Михаил Петрович чертил конструкции ящиков. Вместе со столяром музея, ночью, они изготовили необходимое их количество, предназначенные для перевозки картин и фарфора самых разных размеров. Художественные ценности приходилось упаковывать аккуратно и медленно, стараясь не повредить произведения искусства. За шесть месяцев подготовили 13 ящиков для картин. Всего было эвакуировано 1321 единица хранения [3].

25 июля 1942 года поступило распоряжение № 4-19 начальника краевого отдела искусств В.А. Крутовского немедленно упаковать все ценности музея и, получив вагон, вывести их в г. Соликамск Молотовской (ныне Пермской) области. К 29 июля 1942 года А.К. Осипова вместе с М.П. Богоявленским должны были быстро упаковать коллекцию, просмотреть документы, часть их сжечь, получить вагон, деньги, достать машины и рабочих. (Илл. 2.)

Командировочное удостоверение, выданное А.К. Осиповой в г. Соликамск. НИА ККХМ имени Ф.А. Коваленко

«Вагон сопровождали я (директор) с шестилетнем сыном, старший научный сотрудник М.П. Богоявленский с женой и взрослой дочерью, бухгалтер Л. Лаврененко с 13-летним сыном и матерью, все женщины, кроме М.П. Богоявленского, которому в то время было 58 лет…» [4].

Вечером 30 июля 1942 года эшелон, который был последним из благополучно вырвавшихся, ушел из Краснодара в сторону Невиномысска. Станцию бомбили фашисты, поэтому поезд был остановлен и пассажирам пришлось покинуть вагоны. М.П. Богоявленский хотел набрать в котелок воды. Но состав тронулся без предупреждения, и он с женой отстал. В Соликамск Богоявленские доберутся самостоятельно, в тяжелейших условиях военного времени, без денег, документов и теплой одежды.

Транспортировка художественных ценностей продолжалась, путь лежал на Георгиевск. Под постоянными бомбежками фашистов, шла эвакуация по железной дороге. В своих воспоминаниях участники тех страшных событий вспоминали: «На этом участке пути находилось огромное количество составов. Враг знал об этом и постоянно бомбил железную дорогу. Наши части исправляли, а в три часа ночи вновь путь был разбомблен. И так продолжалось трое с половиной суток, пока на наше счастье не спустился туман, и нашему составу удалось проскочить» [5]. Следующей остановкой эшелона стал Гудермес. Там скопилось очень много поездов, станция освещалась вражескими прожекторами. Повезло составу музея, который сразу же отправился в путь, и добрался до спокойной зоны. Прошло еще несколько дней, прежде чем поезд с художественными ценностями оказался в Баку на военной пристани. Через пять дней на рыбацкой шаланде коллекция в ящиках была переправлена через Каспийское море в Красноводск, где А.К. Осипова с большими трудностями нашла вагон для дальнейшей эвакуации.

Маршрут был очень тяжелый, но через два месяца пути краснодарская коллекция прибыла в Соликамск, который стратегически располагал благоприятными условиями для размещения эвакуированных художественных ценностей. Город был достаточно удален от мест военных действий. В нем находилось много старых построек и церквей. Часть храмов строились как зимние, а часть была летними, в которых зимой из-за сильных морозов службы не проводились.

Коллекцию краснодарского музея вместе с экспонатами еще тринадцати эвакуированных музеев, расположили в помещении Свято-Троицкого собора, построенного в XVII веке. Это был летний храм, находящийся в ведении краеведческого музея. В него поступили фонды музеев — Москвы, Ленинграда, Загорска, Краснодара. В просторном интерьере собора хранились коллекции Государственного музея Восточных культур, театрального музея им. А.А. Бахрушина, музея архитектуры им. А.В. Щусева, экспонаты из музея керамики «Усадьба Кусково», живописные произведения музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Русского музея, произведения скульптуры из мастерской А.С. Голубкиной [6].

Музейные предметы находились в закрытых ящиках при очень низкой температуре, большие полотна были намотаны на валы. Все ящики срочно распаковывали. Проветривали все холсты и провели сверку. М.П. Богоявленский оперативно занимался вопросами реставрации работ, следил за состоянием коллекции, описывал экспонаты. Морозы зимой достигали пятидесяти градусов и с предметов искусства музейным специалистам приходилось снимать иней. Они грелись в маленькой келье, так как в помещении невозможно было находится более тридцати минут, из-за сильного холода. Отсутствие теплой одежды, голод, беспокойство за своих близких, друзей, коллег, оставшихся в оккупированном Краснодаре, ничто не смогло сломить крепость духа музейщиков. Две зимы, в 1942 — 1943 года и 1943-1944 года картины находились в тяжелейших условиях. Каменные стены не удерживали тепла, топить в храме сильнее было очень рискованно, так как мог быть поврежден красочный слой холстов. Постоянно стояла проблема поиска топлива. Дрова М.П. Богоявленский приносил с соседней поленницы и стыдился этого поступка. «Добрый и сердечный, честный во всем, во всех своих делах и поступках, Михаил Петрович мог поступиться своими принципами, если возникла крайняя необходимость защищать что-то, или кого-то от урона или несправедливости. Эпизод с дровами, порочный по своему признаку, был же для него высшим, хотя и постыдным, проявлением нравственного поступка при защите духовных ценностей» — писал в своих воспоминаниях художник А.Е. Глуховцев [7].

Оккупация Краснодара немецкими войсками длилась с 9 августа 1942 года по 12 февраля 1943 года. До сентября 1942 года гитлеровцы захватили всю территорию Кубани (Илл. 3).

Расписка изъятия произведений искусства.

После освобождения Краснодара советскими войсками, музей предоставил свои площади городским учреждениям, чьи здания были разрушены. Вернувшаяся из Соликамска А.К. Осипова настояла, чтобы все организации покинули стены музея для проведения ремонта его помещений.

В Соликамске коллекция пробыла до весны 1944 года, а летом 1944 года эвакуированная часть собрания Краснодарского художественного музея в полной сохранности возвратилась в город. Из многих разрушенных зданий в Краснодаре, особняк музея полностью сохранился. А 3 сентября 1944 года в залах второго этажа была торжественно открыта постоянная экспозиция русского искусства (Илл. 4).

Экспозиция русского искусства в залах второго этажа в здании-памятнике «Дом Б. Шарданова». НИА ККХМ имени Ф.А. Коваленко.

.А.К. Осипова продолжала руководить музеем. В 1946 году она окончила Вечерний университет марксизма – ленинизма, повышая статус управленца советского учреждения. Как директор музея она входила в экспертную комиссию по приобретению произведений искусства, неоднократно избиралась городским народным депутатом. Ее ценили как компетентного руководителя и общественного деятеля.

Знатоком, профессионалом музейного дела был и М.П. Богоявленский (1885-1971). Он со знанием дела комплектовал коллекцию, приобретая редкие экспонаты в антикварных магазинах. Писал интерьеры родных музейных залов, которые в настоящее время вызывают исторический интерес. Совместно с А.К. Осиповой он инвентаризировал коллекцию, выпустил ряд путеводителей по экспозиции русского искусства. М.П. Богоявленский активно работал в Краснодарском отделении Союза художников. Организовывал выставки художников, в которых неоднократно принимал участие. К этим выставкам под руководством М.П. Богоявленского публиковались каталоги, статьи, информационные заметки. В 1968 году М.П. Богоявленскому было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Гражданский подвиг Александры Ксенофонтовны Осиповой и Михаила Петровича Богоявленского по сохранению коллекции музея был высоко оценен Советским правительством. Они были награждены медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в Отечественной войне 1941-1945 годов». А.К. Осипова Орденом «Трудового Красного знамени» и медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Имена других музейных сотрудников, сделавших все, что можно было в условиях оккупации для сохранения оставленных и спрятанных ценностей культуры, останутся в истории Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко. Это Н.Л. Мальцева, М.А. Запорожко, П.И. Павлова, Е.Г. Баранова и, помогавшая музейным работникам преподаватель, позже – инспектор Краевого отдела народного образования, М.П. Степанова [8].

Их героическая работа является ярким образцом профессиональной самоотверженности для нынешнего и будущих поколений. Сегодня россияне прощаются с целым поколением Победителей, уходят в историю судьбы людей. Обеспечивая трансляцию исторической памяти, музей широко актуализирует проблему патриотического воспитания молодежи в экспозиционной и просветительной деятельности, использует фондовые и мультимедийные ресурсы по распространению знаний о деятельности известных людей Кубани, художников, педагогов, искусствоведов, работников отрасли военных лет.

 

Примечания.

  1. С 1924 года по 1994 год Краснодарский краевой художественный музей носил имя А.В. Луначарского.
  2. Кондратенко Т.М. К 50-летию Победы. Лихолетье. Воспоминания очевидцев //Наследие XX века. Опыт переосмысления. Вып.2. Краснодар, 1995. С.17.
  3. Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны. Том 16. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко/Вст. ст. Д.Т. Садыковой. М, 2009.С 16.
  4. Кондратенко Т.М. К 50-летию Победы. Лихолетье. Воспоминания очевидцев //Наследие XX века. Опыт переосмысления. Вып. 2. Краснодар, 1995. С.17.
  5. Там же. С.17.
  6. Кондратенко Т. М., Косопойко Е.А., Солодовников Ю.А.; Быть свидетелем истории : исслед. и док. / Краснод. краев. худож. музей им. Ф.А. Коваленко. — Краснодар : ООО «МС-Центр», 2009. — 165с. С.19.
  7. Кондратенко Т.М. К 50-летию Победы. Лихолетье. Воспоминания очевидцев //Наследие XX века. Опыт переосмысления. Вып.2. Краснодар, 2005. С. 11.
  8. Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны. Том 16. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко/Вст. ст. Д.Т. Садыковой. М, 2009. С. 23.

Опубликовано. Сальникова Т.А. Героическая работа А.К. Осиповой и М.П. Богоявленского по спасению музейной коллекции в годы Великой Отечественной войны как пример исторической памяти и патриотического воспитания// Патриотическое воспитание молодежи на примере жизни и деятельности известных кубанских ученых: материалы 3-й краевой научно-практической конференции, 4 декабря 2018 г. /Краснодар: КСЭИ, 2018 –94с. C.36-39.

Понедельник: выходной
Вторник: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Среда: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Четверг с 13.00 до 21.00, касса до 20.45
Пятница : с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Суббота: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Воскресенье : с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Для посещения музея людьми с ограниченными возможностями необходима предварительная запись по тел. 268-09-00 пн-пт с 10.00 до 16.00

В целях комфортного пребывания в музее просим обратить внимание, что посещение музея возможно только по предварительной записи по тел:
268-09-00 пн-пт;
268-09-77 сб-вс (звонить с 10.00-16.00)

г. Краснодар, ул. Красная, 13
268-09-00 пн-пт; 268-09-77 сб-вс

e-mail: art@kxmuseum.ru