Казак Мамай в живописной традиции
На южных окраинах Российской империи в дореволюционный период были распространены сказания о казаке Мамае – правдолюбце, защитнике униженных. Его образ широко воспроизводился в народной живописи – так называемые «мамаи».
«Мамаи» в течение нескольких веков создавались от Карпат до Слобожанщины и Херсонца. Образ «Казака Мамая» был традиционным и повторяемым почти без изменений около трехсот лет. Самая ранняя из сохраненных до нашего времени картин датируется 1642 годом.
Многообразие способов выполнения картины «Казак Мамай» огромное: от монументальных полотен до схематично-образных изображений. Такие картины писали на холсте, на стенах зданий, на дверях, окнах, посуде яркими, сочными красками часто с надписью: «Я козак Мамай, мене не займай» («Я казак Мамай, меня не трогай»). Изображение запорожца приобретало значение оберега, охранника жилья.
Сравнивая большое количество картин «Казак Мамай», можно отметить, что независимо от региона и периода написания того или другого образца, – все они имеют не только одинаковое название, но одно и то же композиционное решение. В фигуре казака, во всем настроении картины есть что-то торжественное. Замкнутость, уравновешенность композиции и ритмичные повторения плавных и круглых линий, насыщенные гармоничные цвета способствуют созданию соответствующего настроения. Упрощенные, обобщенные очертания и формы предоставляют картине монументальность. Каждый предмет выступает в качестве символа.
Центральный образ картины – казак Мамай. Это собирательный образ, в котором олицетворено все казачество. Мамай сидит по-казацки, подобрав и скрестив ноги. Он одет в бархатный жупан, сафьяновые сапоги и синие шаровары. Во рту люлька, вокруг уха закручен заплетенный в косу оселедец. У ног казака – штоф, стакан, игральная карта – туз червей, сабля, пистоль, пороховница, шапка. Изображение штофа и рюмки не случайно. Это вещи, связанные со смертью казака, – штоф и рюмку клали в могилу – они напоминали о мимолетности жизни и о казацкой судьбе, в которой угроза смерти в бою была повседневной реальностью.
Казак Мамай представлен с кобзой в руках, которая является символом певчей души народа.
На втором плане оседланный вороной конь, за узду привязанный к древку красно-белого флага с надписью на белой половине: «Первое siча». Без коня невозможно представить казака ни в мирное, ни в военное время. Культ коня является мощным элементом в культурном комплексе казачества. Символика коня – это олицетворение верности. Справа – зеленеющий дуб, на ветвях которого висит котелок. Дуб на картине символизирует силу духа.
Неизвестный художник. Казак Мамай. Последняя треть XIX в. Картон, масло.
Автор статьи — научный сотрудник Юрий Владимирович Костюков.