Выставочный проект «Всем солдатам воевавшим…»
Д.И. Конкина
Россия, город Краснодар
Заведующий отделом музейных проектов и внешних коммуникаций
Выставочный проект «Всем солдатам воевавшим…».
Опыт художественной реконструкции судьбы солдата на примере коллекции Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко
В фондах Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко находится около 200 произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Это работы, выполненные в различных живописных и графических техниках, скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства. Самые ранние произведения созданы в военные годы (1941), художниками – участниками Великой Отечественной войны.
Ежегодно в стенах музея проходят выставки, посвященные различным эпизодам военных лет: освобождению города Краснодара, снятию блокады Ленинграда, началу боевых действий и победным дням мая 1945 года. Кроме фондовых выставочных проектов, представлены музейные архивные материалы, работы краснодарских и кубанских художников, рисунки учащихся детских художественных школ: «Небо Кубани – небо Победы» (2010), «Ночные ведьмы» (2010), «Дорогами войны» (2011), «Музей в годы войны. 1941 – 1945» (2011), «Они сражались за Родину» (2012), «Этот день мы приближали как могли» (2013, 2015), «Война сквозь время» (2013), «Дню снятия блокады Ленинграда посвящается» (2014), «Последние страницы Великой Отечественной войны» (2014), «Звезда. Современные кубанские художники – 70-летию Великой Победы» (2015).
В 2015 году, к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне был подготовлен выставочный проект «Все солдатам воевавшим…». Он рассказывал о воинах, принёсших Великую Победу в мае 1945 года. Путь солдата от призыва в армию до взятия Берлина и возвращения домой представлен в полотнах из фондов музея. В экспозицию вошло 60 произведений живописи, графики и скульптуры, созданные в разные годы художниками-фронтовиками и художниками послевоенных поколений.
Эпиграфом к выставке стали строки Виктора Берковского: «Я неопознанный солдат. Я рядовой, я имярек». Выбор данных строк нашел отражение в отборе произведений для проекта. В коллекции музея находится достаточное количество портретов участников Великой Отечественной войны. Но на выставке не представлен ни один из них, кроме первой работы, встречающей посетителей на входе. Этот проект – посвящение всем воевавшим на фронте, вне зависимости от званий и наград, потому что все они были и остались в нашей памяти СОЛДАТАМИ ПОБЕДЫ.
Экспозиция выставки условно разделена на пять частей, представлявших определенный этап воинского пути солдата. Открывало выставку произведение, которое не сразу назовешь картиной. Как будто старую фотографию из семейного альбома отреставрировал художник – так выглядит полотно современного кубанского мастера Вячеслава Александровича Суевалова. Перед зрителями – родители художника в далекие военные годы. «Реставрация» – это не просто фотография военных лет, это память человеческая о корнях и традициях. Далекий привет из прошлого ушедших в небытие, подаривших свою молодость, надежду и красоту нам, живущим в мирное время.
Первый раздел выставки «Начало. 1941 год» рассказывал об испытаниях, выпавших на долю солдат в первые месяцы Отечественной войны. Раннее утро 22 июня 1941 года внезапно и надолго изменило течение мирной жизни всей Советской страны. Путь солдата начинался с призывного пункта, куда приходили люди самых разных возрастов и профессий. Краснодарский художник Валерий Валентинович Кухно родился в Армавире в победном 1945 году, а произведение «Призывники 1941» было написано к 40-летию Великой Победы. Всеобщее ощущение тревоги передано так, будто художник сам прошёл все фронтовые дороги войны от призывного пункта 1941 года до победного 1945. Твёрдую решимость стоять насмерть, защищая Родину, выразил Анатолий Тимофеевич Зубцов в картине «Клятва», использовав суровый плакатный стиль. В этой части выставки большинство произведений принадлежат кисти художников, ставших её непосредственными участниками. Это и краснодарский художник Иван Яковлевич Коновалов («Вышли из окружения») и петербургский живописец Дмитрий Васильевич Беляев («Грозный 1941»). Все увиденное и пережитое Александром Ерофеевичем Глуховцевым нашло отражение в послевоенные годы в серии офортов, один из которых — «1941. Нашествие» был представлен на этой выставке.
Второй раздел выставки «Фронтовые дороги. 1942 год» посвящен непростой жизни солдат, для которых фронт и война на четыре года стали «естественной средой обитания». В этой среде жил и выпускник Студии военных художников им. М. Б. Грекова Владимир Одинцов. В годы войны он создавал плакаты и листовки «Окон ТАСС», выезжал на места боевых действий, в феврале 1942 года несколько месяцев провёл на Западном фронте в Пятой армии. Результат этой поездки он отразил в двух произведениях: «Борьба за огневой рубеж» и «Девушки едут на фронт».
Непростой была жизнь краснодарского художника Виктора Семеновича Губина. В самом начале раненый новобранец попал в плен, затем – в послевоенный колымский лагерь. В истории кубанской живописи он остался художником одной темы. Его пронзительное произведение «Солдаты. Отдых после боя» рассказывает о тех коротких минутах отдыха, в которые вспоминается дом и оставшееся в прошлом мирное время.
О войне можно рассказывать по-разному. Например, художник Витольд Каэтанович Бялыницкий–Бируля в произведении «Красная Армия в лесах Карелии» сумел создать пейзаж, пронизанный глубоким, искренним лиризмом. Глубиной эмоционального воздействия привлекал и натюрморт известного краснодарского художника Николая Семёновича Захарова «Фронтовые друзья». На шинель, расстеленную по стерне скошенной пшеницы, он аккуратно поставил верную солдатскую спутницу – гармонь, с выгоревшей пилоткой на ней. Рядом расположилась винтовка с истёртым прикладом, горсть крепчайшего табака – махорки и «самокрутка».
Третий раздел выставки был назван «Кубань в огне». На территории нашего края прошли тяжелейшие сражения, был оккупирован Краснодар, происходили массовые расстрелы, применены «душегубки». Старшее поколение краснодарцев хорошо помнит эти годы, а для кубанских художников, многие из которых были участниками этих боёв, тема войны стала и главной темой творчества.
Самые тяжёлые и героические страницы военной истории Кубани связаны с обороной её главных морских ворот – городом Новороссийском. К этой теме кубанские художники постоянно возвращаются во многих своих полотнах. Особенно близка эта тема новороссийскому художнику Граеру Гавриловичу Аракеляну. Сюжет его произведения «Десант на Малую Землю» основан на документальных фактах. Высадка десанта на Малую Землю осуществлялась штормовыми ночами 1943 года, чтобы враг не мог обнаружить в бушующем море готовые к атаке десантные катера. Художник подчёркивает протяжённость преодолеваемого пространства, большие волны и движение двух маленьких катеров к намеченной цели.
Героическим сражениям на «Голубой линии» посвящено произведение театрального художника Александра Александровича Чечина «Бой на сопке героев», задуманное как часть грандиозной панорамы.
Памятной датой в жизни краснодарцев стало 12 февраля 1943 года. В этот день войска Красной Армии, наступая по берегам реки Кубани, по льду, прорвались к Краснодару. Одним из штурмовых батальонов командовал краснодарский художник капитан Петр Николаевич Ружейников, награждённый именным оружием, тремя орденами и боевыми медалями. После войны он по фронтовым воспоминаниям написал картину «Вступление красных частей в Краснодар 12 февраля 1943 года».
Особый раздел выставки составляли произведения, раскрывающие тему войны через образы людей, живших и работавших в тылу. Вдали от театра военных действий обстановка была такой же тревожной, как и на фронте. Героями произведений, вошедших в эту часть выставки, стали женщины и дети. На картине «Тревожные годы» краснодарского художника Бориса Семёновича Сиромы изображена девочка-подросток с младшим братишкой. С немой и какой-то недетской тревогой они всматриваются в небо, вслушиваясь в окружающие их звуки. Пронзительно выразил детскую тему и художник из осаждённого Ленинграда Алексей Фёдорович Пахомов. Его офорты «На Неву за водой», «Доноры», «На Марсовом поле затишье», «Огороды» — не только документальные свидетельства о буднях осаждённого города, но и высокохудожественные произведения большой эмоциональной силы.
Голодные и суровые годы войны особенно сильно врезаются в детскую память, сохраняя даже мельчайшие детали. Такова автобиографическая картина Николая Павловича Ерышева «Хлеб моего детства». Он изобразил себя шестилетним мальчиком, играющим среди женщин, занятых заготовкой на зиму кукурузных початков, из которых вручную делали муку. Для жителей юга неубранная кукуруза, вынужденно оставленная на полях из–за войны, была, зачастую, единственным спасением.
Всеобщую уверенность в грядущей победе поддерживало ожидание солдатских писем, так долго идущих в родной дом. Их чтение вслух, как это изображено на картине Степана Андреевича Попучаева «Вести с фронта», превращалось в событие общечеловеческого масштаба.
Заключительный раздел выставки «Великая Победа. 1945 год». Беглые зарисовки, наброски композиций, законченные произведения фиксируют различные эпизоды последних военных действий. Таковы «Фронтовые зарисовки» Александра Александровича Чечина, сделанные им в Восточной Пруссии.
Главной темой произведений тех лет был Берлин, взятие которого стало самым жестоким и кровопролитным в истории военных действий. В каждой из картин, посвященных этой теме (произведения В.В. Богаткина, А.А. Чечина, В.Б. Эльконина), звучит торжествующий победный финал!
9 мая 1945 года. Война окончена. Отгремели праздничные салюты. Наступил последний эпизод фронтовой жизни солдата – путь домой. Возвращение домой воплощается в произведениях художников по-разному. У Валерия Валентиновича Кухно — это «Фронтовая песня»! Для Виктора Васильевича Киселева это эпизод реальной жизни. На его картине «Вернулся» изображено событие, пережитое самим художником. Сюжет воспроизводит интерьер родного дома, а героями стали близкие художника и его земляки. А на картине Александра Степановича Бабаша «Вернулся сын с войны домой» родители бережно охраняют мирный сон только что вернувшегося сына.
Со дня Великой Победы прошло 70 лет мирной жизни. Путь солдата окончен. Создавая выставочный проект «Всем солдатам воевавшим», его авторы хотели подчеркнуть главную роль в военных событиях рядовых воинов, отдать им дань уважения. Попытались с помощью художественных образов реконструировать судьбу солдата, используя фонды Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко.
Опубликовано. Конкина Д.И. Выставочный проект «Всем солдатам воевавшим…». Опыт художественной реконструкции судьбы солдата на примере коллекции Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко//Человек. Война. Память. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне//Фелицынские чтения – XVII: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Краснодар, 20-22 октября 2015 г. Краснодар: «Вика-Принт», 2016. – 280 с.