d

«Старинных улиц трепет вековой …»

Виртуальная выставка
«Старинных улиц трепет вековой …»

«Старинных улиц трепет вековой…» – виртуальный выставочный проект Краснодарского художественного музея к 230 – летию со дня основания кубанской столицы. Екатеринодар глазами кубанских художников предстает перед нами в произведениях живописи, графики из фондов музея, посвященных архитектуре Екатеринодара-Краснодара и любимым горожанами местам отдыха.

Мастерами изобразительного искусства талантливо выполнены и щедро преподнесены нам живописные и графические архитектурные виды нашего города: храмы и соборы, улочки старого города, значимые здания Екатеринодара или «дома с историей», исторические памятники и городская скульптура.

 

 

Начало города. Екатеринодаръ

 

Город Екатеринодар (с 1920 года – Краснодар) основан в 1793 году как военный лагерь переселенными на Кубань казаками Черноморского казачьего войска.

Работа Ивана Захарова «Карасунский Кут» рассказывает о той поре. Урочище Карасунский Кут (сегодня это Ставропольская, 2) – место, где возникло войсковое поселение, его было решено назвать в честь императрицы.

По свидетельствам историков, осенью 1793 года в городе уже имелись кое-какие служебные и иные постройки. Например, канцелярия, возле которой выстроили большую землянку.

Первые свои дома жители Екатеринодара ставили «на реке Кубани, в Карасунском куте» в окружении лесов и дубрав. Один из этих лесов – войсковой лес Круглик – был местом открытых сборов казачества со времен основания города и долгое время считался заповедным. Даже когда войсковой город Екатеринодар приобрёл гражданский статус, Круглик оставался достоянием Кубанского казачьего войска и охранялся от порубок особым казачьим караулом. Среди многочисленных лиственных деревьев особой статью выделялись старые дубы, здесь жили зайцы и дикие кабаны.

В начале XX века на экскурсии сюда стали привозить гимназистов, опушка Круглика стала излюбленным горожанами местом для пикников, а Екатеринодарское благотворительное общество проводило здесь детские праздники.

Осенью 1906 года на территории Круглика начала работать Кубанская войсковая сельскохозяйственная школа, корпуса этого учебного заведения до сих пор можно увидеть за воротами нынешнего Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур. В 1908 году в школу пришли молодые энтузиасты с агрономическим образованием: молодой учёный агроном В.Д. Савицкий и его помощник – В.С. Пустовойт, впоследствии всемирно известный учёный-селекционер. В 1930-1940-е годы лес Круглик был почти полностью вырублен, но память о нём сохранилось в названии улицы Восточно-Кругликовской, расположенной неподалёку от места, где был войсковой лес.

Много знаменательных событий происходило в Екатеринодаре. Одно из них посещение императором Александром III с августейшим семейством кубанской столицы в 1888 году. В их честь в городе были устроены: торжественный молебен, народное гулянье и светский бал. По этому случаю построили триумфальную Александровскую арку на пересечении улиц Екатерининской и Котляревской (сегодня – Мира и Седина).

Работал над проектом талантливый мастер, войсковой архитектор Кубанского казачьего войска Василий Андреевич Филиппов.

Изящная арка, решенная в «старомосковском» стиле, состояла из трех пролетов, сверху возвышалось четыре башенки, на фронтальных частях крыши с разных сторон были помещены две иконы: образы Александра Невского и св. Екатерины Великомученицы (покровительницы Екатеринодара).

Внешний вид арки, снесенной в 1928 году, сохранился лишь на редких старых фотографиях, по которым её и воспроизвел на своей картине кубанский художник Иван Ильич Захаров.  Работа была исполнена им в 1997 году и названа «Царские ворота в Екатеринодаре».

Торжественное открытие реконструированной Триумфальной Александровской арки состоялось в Краснодаре в апреле 2008 года, но уже на новом месте – на пересечении улиц Красной и Бабушкина.

Символ города – памятник Екатерине Великой в Екатерининском сквере. Это скульптурное творение – одно из самых интересных, как с художественной, так и с исторической точки зрения в Екатеринодаре-Краснодаре.

В конце ХIХ века над ним работал академик Михаил Осипович Микешин, имевший широкую известность мастер. Он тщательно ознакомился с историческими материалами о героическом прошлом запорожских казаков, написал брошюру о казачестве, выполнил несколько эскизов памятника и вылепил малую восковую модель.

Воплотить его замысел в жизнь довелось Борису Васильевичу Эдуардсу. Скульптурный образ великой императрицы в окружении казаков: князя Григория Потёмкина, войскового судьи Антона Головатого, атаманов – Сидора Белого и Захария Чепеги был торжественно открыт в Екатеринодаре в 1907 году.  Но недолго радовал екатеринодарцев памятник. Весной 1918 года город захватили красные войска и в 1920 году памятник демонтировали. Вашему вниманию – акварель М.О. Микешина «Проект памятника Екатерины II в Екатеринодаре», созданная мастером в пору работы над своим произведением.

А в 2006 году в Краснодаре торжественно открыли памятник Екатерине Великой, возрожденный большим творческим коллективом во главе с заслуженным художником России Александром Алексеевичем Аполлоновым.

 

Улочки «маленького Парижа»

 

Многие краснодарские художники воссоздавали неповторимый облик старого города, его быт и традиции.

Творения художников: Григория Булгакова, Сергея Воржева, Людмилы Котелевской и Владимира Пташинского позволяют по-другому увидеть наш город, в архитектуре которого живет его история и культура. «Проходя» вместе с авторами улицами Краснодара, мы испытываем чувство восторга от его прекрасной архитектуры конца ХIХ – начала ХХ веков, послевоенного ампира, заново открываем для себя красоту родного города, живописные парки и скверы, знакомые и любимые нами с детства.

Названия произведений Григория Булгакова, Надежды Устрицкой, Ольги Беднаржик и Николая Туркова точно соответствуют городской топонимике, что делает их ещё более созвучными нашему личному восприятию, вызывает ответный отклик в душе, желание пристальнее вглядеться в композицию, восхититься живописностью картины, талантом рисовальщика или гравёра.

Здание из красного кирпича по улице Посполитакинской (сегодня – Октябрьская) – бывшая евангелическая лютеранская церковь – кирха, открытая в Екатеринодаре в 1894 году. Для Григория Булгакова – это не только прекрасный образец архитектуры конца ХIХ века, оригинально выстроенный с отступом от красной линии, уютно расположенный в глубине небольшого двора, но и пристанище Краснодарского отделения Союза художников России.

В начале творческого пути графика Надежду Устрицкую часто называли певцом краснодарских трущоб за то, что очень любила делать рисунки старых улочек, закоулков и двориков своего родного города. Эти увлечения позволили впоследствии появиться на свет циклу «Краснодарская осень».

В её графической серии «Краснодарские дворики» один из листов назван «Ивановка. Проходной двор». Ивановка – интересная частица Екатеринодарской истории. Во второй половине XIX века город стал быстро развиваться, возросла потребность в рабочей силе, и постепенно появились рабочие окраины – Дмитриевка, Дубинка, Покровка, Ивановка. Ивановка располагалась в начале Базарной улицы (ныне – Орджоникидзе), неподалёку от реки Кубань. Там находилось подворье купца Г.К. Иванова, предоставлявшего дешёвый ночлег для беднейших жителей города. Со временем постройки, где жила городская беднота, стали отдельным огромным районом, где царила нищета и преступность. Городские власти ликвидировали район в начале 1910-х годов.

Тему романтического, личного отношения к истории Екатеринодара продолжают графические серии «Краснодарские улочки», «Наш маленький Париж» и «Цвета времени» ещё одной хранительницы исторического облика кубанской столицы – Ольги Беднаржик.  Листы художника из фондов музея отличают глубина замысла, тщательность разработки темы и совершенство техники исполнения.

 

Храмы и соборы Екатеринодара

 

Главный войсковой храм Екатеринодара – собор Св. Благоверного князя Александра Невского, построенный по «высочайшему повелению» императора Николая I на Базарной площади архитектором Елисеем Черником, был освящён осенью 1872 года. В войсковом соборе хранились реликвии кубанского казачества, в том числе регалии Кубанского казачьего войска, здесь проходили все торжественные церемонии казаков Екатеринодара. При храме действовал знаменитый войсковой певчий хор, который стал прообразом созданного позднее Кубанского казачьего хора.

В работе Ольги Беднаржик сдержанный и в то же время торжественный декор Собора в обрамлении городской архитектуры рубежи ХIХ – ХХ веков подчеркивает значимость и роль духовного центра казачьего Екатеринодара. Это один из листов художника из её графической серии «Наш маленький Париж».

Свято-Екатерининский собор города смело можно считать его визитной карточкой. Одна из самых больших и красивых церквей Екатеринодара была сооружена по проекту архитектора И. К. Мальгерба, который сам же и руководил строительными работами, освящена в 1914 году.

В 1930-е годы XX века, когда возобновились гонения на религию, священнослужителей и храмы, новыми властями было принято решение собор взорвать. Чтобы сделать это максимально быстро и правильно, обратились к его создателю – архитектору И.К. Мальгербу. Зодчий пояснил, что в раствор добавлены свинец и яичный желток, при разборке не удастся получить ни одного целого кирпича. Собор оставили в покое. Виды куполов красавца из красного кирпича, что торжественно и величественно возвышаются над городом и сегодня, вдохновили Галину Забелину и Георгия Анциферова на создание восхитительных его образов.

 

Времена года в Екатеринодаре

 

Украшают наш виртуальный проект работы кубанских художников: Николая Туркова, Николая Райбаца, Александра Глуховцева, Надежды Устрицкой, Людмила Котелевской и Ольги Беднаржик, которые исполнили «портреты» городских улиц в разные времена года и различные состояния природы. Любуясь их преображению ранней весной; ярким зелёным летом со слепящим солнцем и знойным ветерком; щедрой, иногда чуть грустной осенью; короткой, совсем не снежной зимой влюбленные в свой город мастера живописи и графики изображают его и в дождливую погоду, и в солнечный день; в раннее утро и шумный полдень; в праздники; в сумерки и даже ночью…

 

 

 Дома с историей

 

В первые годы своего существования Екатеринодар играл роль военной крепости, но по мере того, как ситуация на Кавказе становилась более спокойной, город рос и развивался. В 1867 году получил статус гражданского города, постепенно стал преображаться его архитектурный облик. Во второй половине XIX века появляются красивые здания из кирпича и камня.

Важный раздел нашей выставки – достопримечательности и памятные места исторической части города в произведениях художников XX-XXI веков. Это значимые для города здания и дома с историей – красивые особняки его жителей, магазины, доходные дома, гостиницы на Красной и на прилегающих к ней улицах Екатеринодара.

На полотне Людмилы Котелевской «Первый снег в городе» запечатлена современная улица Комсомольская (в Екатеринодаре – Штабная) и сразу два особняка старого города.

На первом плане – часть красного кирпичного здания, двухэтажного доходного дома, который строил в 1886-1887 годах генерал Иван Карпович Назаров. До наших дней сохранилась узорчатая кирпичная кладка, колонны, богатое украшение карнизов и аттиков, четырехгранные башни по углам фасада, словом, всё то, благодаря чему дом генерала Назарова являлся и является подлинным украшением старого центра нашего города.

В глубине полотна – ещё одно строение, даже издалека привлекающее взгляд своей оригинальностью. Увенчанный куполом, покрытый зелёной глазурованной плиткой особняк когда-то принадлежал уважаемому екатеринодарскому нотариусу Егору Егоровичу Никифораки.  Дом был построен в 1910 году по проекту замечательного архитектора Александра Козлова в стиле модерн в сочетании с мотивами романской и готической архитектуры в оформлении главного фасада.

На протяжении первой половины прошлого столетия роскошный особняк сменил несколько владельцев, а начиная с 1956 года – уже более шестидесяти лет – здесь находится детский сад «Чапаёнок».

Поражает своим изяществом холст Ольги Трапицыной «Дом нотариуса Ялового», наполненный любовью к кубанской старине и архитектуре, улочкам и уголкам нашего города. Как всякое старинное здание нашего города дом нотариуса Ялового имеет свою судьбу, любопытную историю, достойную внимания.  В работе О. Трапицыной запечатлен неповторимый облик его прошлого и настоящего.

На другой картине Ольги Трапицыной «Улица Янковского… на углу с аптекой» – тихий крохотный дворик на улице Полицейской (с 1902 года – Гоголевской, сегодня – ул. Гоголя) словно приглашает нас поскорее войти, чтобы почувствовать загадочную прелесть этого места, его уникальность и таинственность.

На работе Дмитрия Прокоповича «Гроза в выходной день» – еще одна из достопримечательностей Екатеринодара – здание бывшей гостиницы «Централь» на пересечении улиц Красной и Гимназической. Архитектурный памятник XIX века, построенный по заказу братьев Богарсуковых, был в 1910 году перестроен замечательным екатеринодарским архитектором Александром Андреевичем Козловым, превратившем его в самый роскошный отель с 60-ю номерами и концертным залом.  Архитектор декорировал здание высокими шпилями и узорным каменным парапетом в неоготическом стиле, облицевал здание керамической плиткой, по цвету которой это здание прозвали «зелёным домом».   На эркере здания появился барельеф, который изображает Аполлона, играющего на кифаре.

«Зелёный дом» стал символом освобождения кубанской столицы от фашистских оккупантов: 12 февраля 1943 года в честь этого события над его угловым куполом советские войска водрузили красный флаг.

В здании – памятнике архитектуры, построенном в 1905 году инженером путей сообщения Батырбеком Шардановым на пересечении улиц Красной и Графской (ныне – Советская), ещё в начале ХХ века нашла свое пристанище Екатеринодарская картинная галерея. Сегодня это –  Краснодарский художественный музей. Окрестности музея во все времена года неизменно – одна из притягательных тем в творчестве художников всех поколений. В работах Владимира Пташинского, Галины Забелиной, Людмилы Котелевской, Леонтия Леонтьева, Юлии Поповой и Александра Луицкого здание музея, увиденное каждым художниками по-своему, подарено зрителю с любовью к его истории и уникальной архитектуре.

 

Городской сад

 

Удивительно, как же разнообразна музейная коллекция произведений на Екатеринодарскую-Краснодарскую тему видами Городского сада (в советский период – Парк им. М. Горького)! Любимое место отдыха горожан разных возрастов, самый знаменитый парк города привлекает внимание краснодарских художников ещё со времён, когда только начала формироваться кубанская школа изобразительного искусства и до сегодняшнего дня. Живописные работы Николая Шарикова и Гайка Аветисяна возвращают нас в атмосферу зелени, тишины и уюта городского парка. Графика Василия Козлова и Константина Мошенко вызывает трепетное чувство к этому рукотворному уголку природы (возникшему на месте ещё Войскового сада) с его колесом обозрения, аттракционами, ротондой, колоннадой, фонтаном, небольшим озером и уютными уголками со скамьями для отдыхающих горожан и гостей города.

 

Заключение: Вот такую удивительную историю Екатеринодара – Краснодара, рассказанную в архитектурных и скульптурных памятниках, изученную, прочувствованную и «записанную» кубанскими художниками, бережно хранит Краснодарский художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

Понедельник: выходной
Вторник: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Среда: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Четверг с 13.00 до 21.00, касса до 20.45
Пятница : с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Суббота: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Воскресенье : с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Для посещения музея людьми с ограниченными возможностями необходима предварительная запись по тел. 268-09-00 пн-пт с 10.00 до 16.00

В целях комфортного пребывания в музее просим обратить внимание, что посещение музея возможно только по предварительной записи по тел:
268-09-00 пн-пт;
268-09-77 сб-вс (звонить с 10.00-16.00)

г. Краснодар, ул. Красная, 13
268-09-00 пн-пт; 268-09-77 сб-вс

e-mail: art@kxmuseum.ru