d

Презентация модели памятника "Древо скорби" скульпторов А. Корнаева и З. Дзанагова в экспозиционной и просветительской деятельности музея

Презентация модели памятника "Древо скорби" скульпторов А. Корнаева и З. Дзанагова в экспозиционной и просветительской деятельности музея

Межрегиональная научно-практическая конференция «Фелицынские чтения – ХХIII».
Статья старшего научного сотрудника музея Мерц Анны Михайловны»Презентация модели памятника «Древо скорби» скульпторов А. Корнаева и З. Дзанагова в экспозиционной и просветительской деятельности Краснодарского художественного музея имени Ф.А. Коваленко». Краснодар:»Вика-принт», 2021-320 с. 175-179
Аннотация: «Предметом исследования данной статьи стало изучение истории презентации модели памятника «Древо скорби» в Краснодарском художественном музее имени Ф.А. Коваленко. Под презентацией понимается представление музейного предмета посредством классического экспонирования в постоянной экспозиции или тематических временных выставках, демонстрация его в рамках просветительских мероприятий и в формате онлайн в образовательном сюжете в социальных сетях».
В 2007 году в фонды Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко поступила модель памятника «Древо скорби» краснодарского скульптора Алана Корнаева и его владикавказского коллеги Заурбека Дзанагова.
Монумент «Древо скорби» был воздвигнут в память о жертвах террористического акта, произошедшего в городе Беслан. Тогда 1—3 сентября 2004 года в результате захвата террористами здания городской школы № 1 погибло 334 человека, из них 186 детей. Проект скульпторов Корнаева и Дзанагова оказался лучшим на международном конкурсе, объявленном правительством Республики Северная Осетия – Алания и проходившем в течение двух месяцев Доме культуры города.
Памятник был установлен в августе 2005 года на главной аллее мемориального кладбища Беслана «Город ангелов», где покоятся жертвы теракта. Девятиметровая бронзовая композиция представляет собой ствол дерева, сформированный четырьмя женскими фигурами. Крона древа образована распростёртыми руками женщин, которые держат ангелов, символизирующих погибших детей.
Монумент «Древо скорби» был удостоен «Гран-при» кубанского профессионального конкурса произведений изобразительного искусства «Биеннале-2005», золотой медали Российской Академии художеств. Скульптурная группа «Древо скорби» принесла его соавторам мировую известность. Копия памятника экспонируется в Страсбурге в штаб-квартире Совета Европы.
Один из ведущих мастеров станковой и монументальной скульптуры Краснодарского края Алан Петрович Корнаев родился в 1952 году в городе Дигоре. Окончил Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова (1977). Приехав по распределению на Кубань, остался здесь жить и работать. С 1983 года он — член Союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО, заслуженный художник Республики Северная Осетия-Алания (2010), в 2006 году стал лауреатом премии администрации края в области культуры. Алан Корнаев награжден золотой (2012) и серебряной (2013) медалями СХ России, серебряной медалью «За веру и добро» (2010).
Заурбек Черменович Дзанагов — представитель известной осетинской династии скульпторов — родился в 1955 году во Владикавказе. Окончил в 1979 году факультет скульптуры Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова. Живет и работает во Владикавказе. Заслуженный скульптор Республики Северная-Осетия Алания (с 1995), лауреат премии Правительства Российской Федерации в области искусства, член Союза художников России (с 1982). В 2006 году за работу над монументальным комплексом «Владикавказский Мемориал Славы» удостоен премии Правительства Российской Федерации в области культуры, в 2015 году — золотой медали «Во Славу Осетии».
В 2006 году скульпторы А. Корнаев и З. Дзанагов получили первую премию ФСБ за лучшие произведения об органах государственной безопасности в номинации «изобразительное искусство», диплом и золотую медаль ФСБ России.
Инвентарная карточка экспоната музея «Модель памятника «Древо скорби». 2005. Бронза, литье» дает нам следующее описание творения скульпторов: «На круглом трехчастном основании, центральную часть которого оплетает венок Славы — четыре женских фигуры с опущенными головами. Их поднятые руки превращаются в ветви деревьев с фигурками детей-ангелов»[1].
У скульпторов было несколько идей раскрытия темы — графических проектов и макетов. Почему именно этот образ оказался таким притягательным для самих художников, жюри конкурса, самих жителей Беслана? Станковая авангардная скульптура А.П. Корнаева традиционно для него полна сложной системы символов. Круг жизни и дерево – любимые, часто используемые им в творчестве. Тема семьи для него — воплощение одной из основных общечеловеческих ценностей.«Беслан для меня — личная боль души», — неоднократно подчеркивал Алан Корнаев. Так, «Древо жизни» после глубокого личного переживания событий трансформировалось у скульпторов в идею «Древо скорби»: четыре фигуры женщин со склоненными головами образуют ствол, руки женщин — ветки, а парящие над ними пятьдесят детских фигурок — листочки этого дерева.
Первое появление перед зрителями работы скульпторов произошло на тематических выставках:»Размышления об эпохе. 70-летиюКраснодарского отделения Союза художников России посвящается» (2008)[2, с.1] и «Юбилейная выставка Краснодарской краевой организации «Союз художников России» (2018)[3, с.1].Тогда основами экспозиций стали работы художников, определивших творческое лицо Кубани XX – начала ХХI веков. Творение Корнаева и Дзанагова заняло достойное место в разделах, где говорилось об авторах, имеющих свой самобытный художественный язык при прочтении событий современной жизни.
Краснодарский край находится на пересечении многих национальных, культурных общественных идей, оставляющих свой заметный след в истории России. Наша многовековая культурная традиция основана на умении синтезировать и аккумулировать их, что подвигает современных авторов к поискам художественной истины, в том числе, и при изложении событий, коснувшихся родной земли. В этом сходятся или очень похожи творческие устремления Алана Корнаева и Заурбека Дзанагова, и в этом причина включения работы скульпторов в выставочный проект из фондов музея «Вместе со временем» Живопись. Графика. Скульптура.1930-2000-е годы» [4, с.1].
В октябре-ноябре 2011 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоялась выставка «Кубанская земля». Она представляла зрителям произведения 1950-2000 – х годов из коллекции Краснодарского художественного музея. Модель памятника «Древо скорби» обогатила стилистический диапазон выставки, продемонстрировала современное историческое самоощущение и гражданскую позицию соавторов монумента [5, с. 36].
В апреле 2015 года при освоении нового выставочного пространства открылась постоянная экспозиция «Изобразительное искусство Кубани. XX век», которая позволила музею выйти на качественно новый уровень выставочной, научной и просветительской деятельности. Чтобы в полной мере представить кубанскую школу живописи, как многоплановое и эстетически значимое художественное явление, экспозиция была дополнена произведениями декоративно-прикладного искусства и лучшими образцами скульптуры известных мастеров Кубани, среди которых свое место занимает и «Древо скорби»[6, с. 14].
Модель памятника «Древо скорби» обладает актуальным информационным посылом для ее использования в просветительской практике музея, т.к. определяющими факторами в его работе являются знаменательные даты страны и края, юбилеи известных художников, скульпторов, жизнь которых связана с отечественной историей и художественной культурой.
С 2015 года в музее проходит мероприятие, посвященное Дню солидарности в борьбе с терроризмом. Ежегодная подготовка его методических материалов повлекла за собой масштабную научно-исследовательскую работу по более глубокому изучению темы и освещению истории создания монумента. Частое обращение к теме заставляло пристальней следить за творческим развитием авторов монумента, каждый год расширяя диапазон рассуждений о трагических событиях сентября 2004 года в школе этого небольшого городка в Северной Осетии, дополняя их новыми фактами обнародованных в СМИ результатов следствия.
Для учащихся городской общеобразовательной школы № 193.09. 2015состоялась беседа «Трагедия Беслана искала выхода из сердца…». Названием для нее послужили слова Алана Корнаева, предоставившего на мероприятие и другую работу скульпторов, посвященную тем события и созданную художниками для ФСБ, бойцам спецподразделения «Альфа» и «Вымпел»[7, с. 3]. По официальным данным тогда в 2004 году в результате террористического нападения на Бесланскую школу и последовавшего штурма погибли 10 сотрудников Центра специального назначения ФСБ РФ.
Художественные достоинства работы скульпторов, ее высокое смысловое звучание стали неотъемлемой частью круглых столов и совещаний сотрудников музея и правоохранительных органов антитеррористической направленности.
Вспоминая теракты в Беслане и Буденновске, жертв захвата театрального центра на Дубровке и при взрывах жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске и других террористических актов, а также сотрудников правоохранительных органов, погибших при выполнении служебного долга, у произведения такого сильного эмоционального звучания как модель памятника «Древо скорби» зритель понимает, как важно не допустить повторения этого преступного безумия.
В музее 2.09.2019 состоялось тематическое мероприятие по профилактике терроризма. У мультимедийной презентации о трагических событиях в Беслане с демонстрацией фотографий монумента на кладбище «Город ангелов» и модели «Древо скорби» из фондов музея для его сотрудников прошел инструктаж о повышении бдительности к террористической угрозе и проявлениям экстремизма, необходимости активного сотрудничества с правоохранительными органами и спецслужбами. Перед осмотром зрителями экспозиций 3 сентября с ними были проведены беседы об алгоритме поведения при чрезвычайной ситуации, вызванной действиями террористов.
Сегодня социальные сети Instagram, Вконтакте, Facebook являются важным фактором поступательного продвижения музейных услуг, общение со зрителем в виде емкой информации дает возможность неоднократного погружения в тему, обращения к ней новых зрителей и слушателей по рекомендации друзей, интересующихся изобразительным искусством. Поэтому, о выставках и мероприятиях музея, нацеленных на формирование художественных вкусов и гражданской позиции в обществе через произведения искусства социального звучания, зритель все чаще узнает онлайн.
В 2020 году с введением ограничительных мер при изменении эпидемиологической ситуации в стране был изменен и формат общения со зрителем в День солидарности в борьбе с терроризмом. Появился видеосюжет, созданный на основе исторических данных и фотоматериалов с демонстрации модели памятника «Древо скорби». Об обратной связи со зрителем говорит высокое количество просмотров. И это следствие нахождения скульпторами единственно верного решения идеи монумента. Из всех форм изучения творчества художника наиболее ярким, запоминающимся, несущим максимум достоверной информации является интервью. Именно в нем автор статьи нашел разгадку особой притягательности силы образа, созданного А. Корнаевым и З. Дзанаговым, узнав из первых рук, как рождалось их «Древо скорби»[8].
Четыре фигуры женщин как четыре стороны света в произведении — это символика мира, который откликнулся на боль Беслана, поддержал его в горе. После долгих, мучительных поисков мастера нашли в Священном писании духовную основу образа: в величайший «двунадесятый» христианский праздник Пятидесятница снизошел Святой Дух на апостолов. В этот день родилась «Церковь Христова» и восстановилась вера и связь людей с Богом. Вот почему, по замыслу художников именно пятьдесят фигурок ангелов парят в высоком небе Беслана над распростертыми руками матерей. Глубоко верующие и тонко чувствующие художники понимали, что только вера, что живет в их душах, поможет создать искреннее творение, только вера поможет матерям Беслана жить дальше. «Город ангелов» и «Древо скорби» — место истинного поклонения и искренней веры. Значит, история работы скульпторов А. Корнаева и З. Дзанагова в Краснодарском художественном музее продолжится.
Список источников и литературы:
1. Инвентарная карточка КП-9886; Ск-183. Корнаев А.П., Дзанагов З.Ч. Древо скорби. Модель памятника жертвам теракта в Беслане. 2005. Бронза, литье. 67х34х28
2. Научно-исторический архив Краснодарского художественного музея имени Ф.А. Коваленко. Архив выставки – № 182 «Размышления об эпохе. 70-летию Краснодарского отделения Союза художников России посвящается» 19.09. — 19.10.2008. – 12 с.
3. Научно-исторический архив Краснодарского художественного музея имени Ф.А. Коваленко. Архив выставки – 508 «Юбилейная выставка Краснодарской краевой организации «Союз художников России»» 04.10. — 14.10. 2018. – 25 с.
4. Научно-исторический архив Краснодарского художественного музея имени Ф.А. Коваленко. Архив выставки № 251 «Вместе со временем» Живопись. Графика. Скульптура.1930-2000-е годы.» 31.08. – 18.09. 201. –11 с.
5. Кубанская земля. Каталог – презентация. — Краснодар, КХМ. 2011. — 37 с.
6. Научно-исторический архив библиотеки Краснодарского художественного музея имени Ф.А. Коваленко. Архив выставки № 670 «Изобразительное искусство Кубани. ХХ век». 2015. Методический материал. – 16 с.
7. Л. Решетняк. Словно ангельские души весточку подали //Кубанские новости. 5.09. 2015
8. Интервью автора статьи со скульптором Аланом Корнаевым 20.07. 2019

Понедельник: выходной
Вторник: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Среда: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Четверг с 13.00 до 21.00, касса до 20.45
Пятница : с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Суббота: с 10.00 до 18.00, касса до 17.45
Воскресенье : с 10.00 до 18.00, касса до 17.45

В целях комфортного пребывания в музее просим обратить внимание, что посещение музея возможно только по предварительной записи по тел:
268-09-00 пн-пт;
268-09-77 сб-вс (звонить с 10.00-16.00)

г. Краснодар, ул. Красная, 13
268-09-00 пн-пт; 268-09-77 сб-вс

e-mail: art@kxmuseum.ru

!-- Yandex.Metrika counter -->